Особенности дизайна для образовательных учреждений

Что такое дизайн и какие проблемы помогает решать дизайнер
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Эффективное использование пространства напрямую влияет на результат образовательной деятельности

Что такое дизайн и в чём особенности дизайна для образовательных учреждений?

Зачастую наша студия сталкивается с распространённым мнением, что дизайн — это просто красивое оформление стен и расстановка современной мебели. Однако эта точка зрения не учитывает всей сложности разработки качественного дизайн-проекта для школ и детских садов. Влияние физической среды на качество образовательных результатов уже не вызывает сомнений у зарубежных и отечественных специалистов, изучающих эффективную среду обучения. Профессионалы сходятся во мнении, что детское образовательное пространство должно обладать следующими качествами:





  • отражать современные модели обучения;
  • ориентироваться на учащихся;
  • стимулировать социальное взаимодействие и способствовать развитию сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

Разумеется, образовательное пространство само по себе не способно увеличить качество обучения: школьные помещения являются лишь инструментом для педагогов и учеников, однако эффективное использование пространства во время образовательного процесса напрямую влияет на результат образовательной деятельности, поскольку увеличивает мотивацию учащихся, их работоспособность, вовлечение в учебный процесс. В частности образовательная среда является отражением коммуникации между педагогами и учениками, т.к. является «исторически сложившейся культурной формой встречи детей, молодых, взрослых» в реальной жизни сегодня (по определению В.И. Слободчикова).
Зависимость коммуникации педагогов, учеников и родителей от образовательного пространства наглядно иллюстрируют следующие примеры:
дизайн школьного кабинета начальных классов

Дизайн образовательной среды включает в себя 3 основных параметра:

  • Эффективность
    — результативное использование пространства с точки зрения планирования и зонирования, управления ресурсами помещений.
    01
  • Эргономичность
    — ориентированность на пользователей пространства, создание среды с биологически оптимальными параметрами, способствующими высокой работоспособности, стабилизации эмоционального состояния и комфортному пребыванию в помещении.
    02
  • Обеспеченность
    — оснащение пространства необходимыми составляющими для безопасности, доступности, комфортабельности участников среды, а также создание обстановки, которая удовлетворяет их основные потребности.
    03
Каждый из этих параметров состоит из множества составных частей, которые необходимо учесть при разработке дизайн-проекта. Выделяя главные из этих компонентов, можно назвать такие составляющие как:
Архитектурные особенности здания
Миссия и ценности образовательного учреждения
Контингент обучающихся
Нормативные положения (ФГОС, СНиП, СанПиН)
Особенности освещения различных функциональных зон
Эргономика — компромисс между функционализмом и эстетикой
Принципы современной образовательной среды
Создание целостной композиции
Бюджетные ограничения

Архитектурные особенности здания

Разработка дизайн-проекта для студии EduDesign начинается со знакомства со зданием: дизайнеры узнают год постройки, историю создания, ключевые моменты в истории эксплуатации. Эти данные обязательно учитываются при работе над дизайном, поскольку здание стандартной типовой постройки значительно отличается от дореволюционного строения, в котором сохранились исторические элементы интерьера.

Архитектурные особенности строения также влияют на разрабатываемый проект, поскольку от них зависит расположение тех или иных зон, деление пространства, расположение искусственных источников света, декоративное оформление — даже концепция и стиль нового дизайна.

Например, здание с длинными узкими проходами нуждается в дизайне, который визуально разделит коридоры на зоны, сделав их более комфортными для пребывания;
— пространство с большими панорамными окнами прекрасно подходит для организации библиотеки и хуже для IT-класса;
— строение со множеством коридоров и кабинетов должно быть проработано с навигационной точки зрения.

Миссия и ценности
образовательного учреждения

Дизайн должен отражать основные ценности и миссию образовательной организации, соответствовать главным целям и подчёркивать общую направленность деятельности учреждения — благодаря этому ученики и педагоги чувствуют себя частью единого сообщества, более сознательно относятся к образовательному процессу и имеют повышенную мотивацию.
  • Например, дизайн образовательного заведения с технологическим уклоном будет отличаться от оформления экологической школы или педагогического колледжа.
  • Также при разработке проекта учитывается дальнейшее развитие организации, возможное расширение изучаемых направлений, внедрение инновационных технологий и т. п.

Контингент обучающихся

школа будущего проект
Дизайн-проект для образовательных учреждений создаётся не только с учётом архитектурных особенностей здания и специфики образовательных процессов, но и принимая во внимание контингент учащихся, их готовность к переменам и расположенность к современному образовательному пространству.

Специфика школьного коллектива может значительно влиять на разрабатываемый проект: например, при выявленных случаях буллинга в проекте дизайна школы будут отсутствовать укромные уголки, пространство будет более открытым, а стены будут отделаны зеркальными поверхностями.
Если школа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, то её дизайн будет отличаться более спокойной цветовой гаммой и большим наличием «тихих» зон и уголков для уединения.

Контингент обучающихся влияет и на отделочные материалы (необходимо ли использовать вандалостойкие покрытия), расстановку мебели, наличие интерактивных элементов, доступность пространства и т. д.

Нормативные положения

Будучи социально значимым институтом, школа регулируется множеством нормативных документов, в том числе и в области внешнего и внутреннего оформления здания. Архитектурно-интерьерные решения ограничивают сразу несколько сводов документов:
СанПиН
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых указаны требования при работе с помещениями: соблюдение температурных границ, расстояний, уровня освещённости и т. д.
СНиП
Строительные нормы и правила, которые регулируют отделочные материалы, использование электротехнических и санитарно-технических устройств и т. д.
Противопожарные нормы
Ограничивают использование различных материалов, предписывают размещение мебели и других элементов интерьера и пр.
ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые указывают на необходимость создания трансформируемой среды.
44 ФЗ
Федеральный закон, регулирующий закупку, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушение которого приводит к проблематичности приобретения необходимых материалов.
Дизайнерам образовательных учреждений необходимо учитывать ограничения, требования и рекомендации всех существующих нормативных документов и находить оптимальные решения в случае выявления противоречий.
дизайн школы будущего

Особенности освещения различных функциональных зон

Освещение является одним из самых значимых компонентов в дизайне интерьеров, в том числе и в проектах для образовательных пространств. С помощью светодизайна можно визуально изменить размеры помещения и восприятие объектов в пространстве, выделить различные зоны и создать необходимую атмосферу. В зависимости от функционального назначения помещения или отдельной зоны в нём освещение будет менять свои параметры, создавая необходимый эмоциональный настрой, стимулируя к деятельности или расслабляя в рекреационных целях.

Освещение в учебных заведениях чётко регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, однако дизайнер школьных интерьеров должен учитывать не только эти требования и соответствие системы освещения общей концепции дизайна, но и необходимые свойства и характеристики света в зависимости от назначения зоны.
дизайн класса фото
В учебных комнатах и аудиториях необходимо поддерживать высокий уровень освещённости, т.к. для успешного усвоения образовательной программы ученикам необходима дополнительная стимуляция мозговой активности.
библиотека дизайн интерьера
В рекреационных зонах возможно создание «тихих» уголков с приглушённым светом, где появляется возможность расслабиться и отдохнуть от активной деятельности.
актовый зал в школе дизайн
Демонстрационные зоны (актовый зал, аудитории для потоковых лекций и т. д.) следует оснащать различными режимами освещения для выделения светом той или иной части помещения (сцены, зрителей, лектора, экрана и т. п.).

Эргономика

При разработке дизайн-проектов для общественной образовательной среды не последнее место отводится эргономичности или совместимости пространства и его элементов с людьми, которые используют это пространство.

Эргономичное пространство ориентируется в первую очередь на человека, оно удобно и комфортно в использовании, благодаря чему повышается продуктивность и вовлечённость в образовательные процессы, т.к. участники пространства не отвлекаются на какие-либо дискомфортные ощущения. Например, в школьной библиотеке следует использовать невысокие стеллажи, чтобы ученики чувствовали причастность к этому помещению и могли свободно пользоваться всеми полками без помощи взрослых.

Разрабатывая эргономичный дизайн для школьных помещений, необходимо учитывать следующие составляющие пространства:

Принципы современной образовательной среды

Для создания актуального образовательного пространства необходимо учитывать и отражать в проекте принципы современной образовательной среды. Эти принципы учитывают не только российский, но и международный опыт планирования образовательной среды и организации учебных процессов.

Подробнее о каждом из принципов мы писали в этой статье
Многофункциональность
Зонирование
Открытость
Трансформация и модульность
Конвергентность
Визуальные коммуникации
Создание целостной композиции
После того, как дизайнером были изучены архитектурные особенности здания, миссия учреждения и контингент учащихся, а также все нормативные требования и ограничения, после того как были выделены необходимые функциональные зоны, учтены принципы эргономичности и современной образовательной среды — после всего дизайнеру образовательной среды предстоит создать проект с целостной композицией, которая будет основываться из соответствия форм, размера и взаиморасположения элементов интерьера функциональному процессу и требованиям художественного единства.

В целостной композиции все элементы интерьера связаны между собой с помощью какой-либо закономерности (стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т. д.). Целостность приводит пространство к гармоничности, отражает его логику и обеспечивает комфортность нахождения в помещении, в том числе психологическую.

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи