Принципы организации современной образовательной среды

Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Когда наши дизайнеры приезжают на осмотр нового объекта, их взору открывает приблизительно одна и та же картина: однотонные бежевые стены, необустроенные рекреации, отсутствие мест для отдыха, общения и самостоятельной работы после уроков, нулевая навигация по зданию, тяжёлая стационарная мебель в кабинетах…

Эти проблемы встречаются повсеместно: большому количеству школ необходимо добавить в пространство гибкость, яркие выразительные цвета, сделать пространство более дружелюбным для школьников и открытым для всех участников образовательного процесса.

Как именно дизайн может преобразовать пространство образовательной организации? В этой статье мы расскажем о 6 основных принципах, которыми руководствуемся при проектировании.

Главные принципы формирования образовательного пространства

— придание пространству новых функций
— возможность быстро изменять пространство
— выделение многофункциональных и узконаправленных зон
— целенаправленное совмещение различных пространств
— объединение образовательного пространства
— осмысленное использование поверхностей

Многофункциональность

— это в первую очередь придание образовательному пространству дополнительных функциональных возможностей, которое приводит к расширению спектра использования и применения этого пространства.

Этот принцип значительно облегчает реализацию разных форм коммуникации: становится проще использовать электронные средства обучения, ученики могут самостоятельно выбирать места для общения, самоподготовки и отдыха, в учебных аудиториях появляется возможность применять «нестандартные» формы обучения (дебаты, ток-шоу, квесты и т. д.), а ранее узкоспециализированные пространства (актовый зал, столовая и т. п.) становятся доступными для различной деятельности.
Важная составляющая этого принципа — обустройство «центральных» мест в здании, которые будут являться точкой притяжения для всех. Как правило, в этой роли выступают амфитеатры, атриумы, библиотеки, медиатеки
Размещение различных центров активности и функциональных зон на одной территории или в пределах одного кабинета предполагает не полную универсальность помещений, а их гибкость. Оставаясь общественным образовательным учреждением, школьное здание должно иметь специальные места для погружения в самостоятельную работу или для свободного общения и отдыха.

Жёсткое программирование пространства

— предполагает ограниченный выбор деятельности на данной территории. Примером жёсткого программирования образовательного пространства являются кабинеты естественных наук: химии, физики, биологии, поскольку они требуют определённого оборудования и подвода различных коммуникаций.

Гибкое программирование пространства

— предоставляет возможность заниматься практически любой деятельностью, не требующей узкоспециализированного оборудования.

Пример гибкого программирования пространства — медиатека или библиотека. Несмотря на заявленные главные функции помещения — самостоятельная и коллективная работа | отдых | просмотр фильмов| проведение лекций и мастер-классов — помещение может быть использовано и для других целей и задач.

Подиумные конструкции

Многоуровневые подиумные системы позволяют разместить значительное количество людей на небольшой площади, благодаря чему их удобно использовать как место для зрителей или слушателей, рекреационное пространство, выставочную зону и т. д.

Многофункциональность подиумных конструкций позволяет рационально организовать образовательное пространство и увеличить полезную площадь в учебном помещении.

Трансформация и модульность

— дают возможность быстро изменять пространство для решения разнообразных педагогических задач: например, расширять или уменьшать объёмы, изменять планировку на короткий и длительный срок, расширять пространство при проведении открытых занятий, делиться на подгруппы и т. д. Трансформация позволяет организовать различные формы занятий без смены аудитории, т. е. делает пространство более гибким.

Составляющие гибкой образовательной среды

  • Трансформируемые перегородки
    раздвижные и передвижные стены, в т. ч. стеклянные, с маркерной поверхностью и/или звукоизоляционными свойствами.
  • Мобильные мебель и оборудование
    передвижные и лёгкие предметы мебели, экраны на мобильных стойках, оборудование на тумбах с колёсами и т. д.
  • Модульная и штабелируемая мебель
    предметы мебели, которые можно собирать в различных конфигурациях (в т.ч. и для изменения рассадки), задвигать друг на друга или штабелировать, освобождая пространство
  • Акустические панели и перегородки
    звукоизолирующие конструкции (в т.ч. мобильные), с помощью которых можно изолировать или отделить ситуативно выделенную зону, сохранив комфорт во всём пространстве
  • Фальшпол
    размещение розеток в лючках на полу с возможностью их перемещения в пространстве
  • Интерактивные поверхности
    нанесение маркерных и грифельных поверхностей, дисплеев, игровых элементов для взаимодействия учащихся друг с другом

Зонирование

— выделение в пространстве различных зон, включая многофункциональные и узконаправленные. Правильное зонирование образовательного пространства не статично, а напротив, динамично и ситуативно: зоны можно изменить под свои потребности, и для любого занятия найдётся подходящая часть пространства. Зонирование позволяет каждому заниматься своим делом и не мешать другим участникам пространства.
Оформление должно подсказывать назначение и предполагаемое поведение в границах
выделенной зоны

Следует разделять «шумные» и «тихие» зоны: активная деятельность не должна мешать отдыху, общению или сосредоточенной работе.

«Тихие» зоны

— места для самостоятельной или парной работы, чтения, спокойного отдыха.
Наличие таких зон необходимо для предоставления возможности учащимся побыть наедине с собой, отдохнуть от общения, сосредоточиться на работе.

«Шумные» зоны

— места для общения, коллективной работы, просмотра фильмов, подвижных и спортивных игр и т. д.
Такие зоны необходимы для полноценного социального взаимодействия, смены деятельности, отдыха от сосредоточенной работы.

Акустические панели и перегородки

Большую роль в зонировании общественного пространства играют акустические панели и мобильные перегородки, т.к. с их помощью создаются «правильные» акустические условия.

При выборе материала панелей необходимо учитывать, что для поглощения лишнего шума лучше использовать войлок, а для распределения звуковых волн по помещению — вспененный меламин.

Акустические панели могут быть различных форм и цветов, благодаря чему они будут выглядеть гармонично в любом интерьере.

Конвергентность

— целенаправленное совмещение различных пространств для реализации нескольких постоянных и временных функций. Пространство приобретает ранее нетипичные для него функции: например, в коридорах и рекреациях располагаются места для индивидуальной и групповой работы, в библиотеке или актовом зале проводятся занятия.

Варианты решения принципа конвергентности в пространстве школы

  • Коридоры и рекреации школы с раздвижными трансформируемыми стенами, магнитными и маркерными покрытиями стен, а также с местами для индивидуальной и групповой работы
  • Библиотека с разнообразными функциями (постоянными и временными): местами для отдыха, индивидуальной работы, групповыми и проектными трансформируемыми модулями, коворкингами и т. п.
  • Отсутствие чётких границ между буфетом, местами для проектной работы, местами для отдыха и общения
  • Центральная форум-лестница с местами для отдыха и общения с возможностью проведения театральных или концертных событий

Открытость

— объединение образовательного пространства, преобладание просторных общих помещений, активное использование стеклянных стен и перегородок.

Открытость подчёркивает единство всех участников пространства, а также отражает принцип самостоятельного выбора занятий: увидев учебный процесс или другую деятельность через стеклянную перегородку, учащиеся могут принять решение присоединиться к определённой группе по интересам, а также выбрать подходящую образовательную среду в зависимости от поставленных целей и потребностей.
Очень важно соблюсти баланс между открытостью пространства и психологической защищенностью, поскольку школьники могут испытывать дискомфорт от большого количества людей вокруг и отсутствия приватности
Коридоры, переходы и рекреации являются частью единого образовательного ландшафта, поэтому необходимо исключить любые ограничения их использования учениками и педагогами, сделать их доступными и открытыми для любой деятельности.

Визуальные коммуникации

— осмысленное использование поверхностей: нанесение на них образовательной, воспитательной и навигационной информации, создание точек коммуникации между участниками образовательного процесса.

Примеры применения принципа

  • Визуальный индивидуальный брендинг образовательной организации (миссия, ценности, история развития), формирование общего образа и стиля
  • Нанесение абстрактных графических композиций на различные поверхности для стимулирования умственной активности и творческого мышления
  • Размещение на стенах школы ключевых образовательных элементов (формулы, схемы, правила, интересные факты и пр.) и справочной информации (карта мира, карта города, музеи, кинотеатры и пр.)
  • Размещение мотивационных элементов (стена школы как носитель эмоционального регулятора) и демонстрация итогов/этапов образовательного процесса (выставки работ, фотографии и пр.)
  • Использование настенных и напольных навигационных элементов для быстрой ориентации в здании и создания дружелюбной среды
  • Создание зон для взаимодействия между разными участниками образовательного процесса (применение пишущих поверхностей, размещение настенных и напольных игр и т. д.)
оформление зала в школе
дизайн образовательной среды
интерьер столовой в школе

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи