Роль цвета в дизайне образовательных учреждений

Часть 2
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Какую роль играет цвет в дизайне школ и детских садов?

Правда ли, что с помощью цвета можно можно стимулировать детей к учебной деятельности?

Какие цвета хотят видеть в школе сами дети?

Эта статья — продолжение рассказа о цветовых решениях в зданиях образовательных учреждений и их влиянии на общее состояние детей и взрослых.

Мы расскажем о специфике восприятия цвета, изменении предпочтений тех или иных оттенков, влиянии цвета на разные возрастные группы детей и о других нюансах, которые важно знать и понимать при оформлении школ и детских садов.

Первую часть можно прочитать по ссылке.
Содержание

Цвет как инструмент зонирования в школе

Образовательное пространство следует разделять на функциональные зоны: это задаёт необходимую модель поведения, помогает лучше ориентироваться в помещении и делает нахождение в пространстве более комфортным. В каждом школьном помещении можно выделить свои зоны в зависимости от целей образовательного процесса, например, зону для групповой работы, индивидуальных занятий, чтения, подвижных игр, активного общения, уединения, выступлений и т. п.

Разделить помещение на зоны можно разными способами: с помощью перегородок (статичных и раздвижных), мебели, освещения, цвета или используя несколько приёмов сразу.

Как зонировать помещения в образовательном учреждении, соблюдая все нормы и рекомендации

При выборе цветового решения для каждой функциональной зоны необходимо учитывать её назначение и особенности влияния того или иного цвета на восприятие пространства и общее психологическое состояние учащихся и педагогов.
Ранее мы рассказывали об основных свойствах цветов и предпочтительных оттенках для разных помещений в школьном здании. При зонировании одного помещения действуют те же принципы: например, в зоне активного отдыха следует использовать стимулирующие цвета, в рабочей зоне — нейтральные и т. п.
Очень важно соблюсти баланс и создать пространство, комфортное для пребывания, для чего следует избегать перенасыщенности помещения акцентными цветами. Другими словами, если в одной аудитории предполагается несколько зон, то не следует выделять каждую зону отдельным насыщенным цветом — это может привести к быстрой утомляемости, рассеиванию внимания и снижению общей продуктивности.
Выделить зону акцентным цветом можно с помощью оформления стен, пола, потолка или мебели. Допустимо использование заливок — когда цвет охватывает не только стену, но и потолок с полом. Такие зоны моментально притягивают к себе внимание, поэтому подобным образом следует оформлять наиболее важные зоны в пространстве.
При зонировании цветом необходимо помнить, что в качестве основного тона в образовательном учреждении должен выступать светлый оттенок (белый, светло-серый).
При подборе акцентных цветов следует уделить особое внимание цветовой гармонии: важно, чтобы оформление и предметы не противоречили друг другу, а создавали целостную композицию.

Целостность колористического решения школы

Выбирая цветовые решения для оформления школьных интерьеров, следует создать общее концептуальное решение для всего здания, и только после этого приступить к работе над колористическими решениями для отдельных помещений — это поможет сохранить целостную концепцию дизайна и упростит работу с учётом всех рекомендаций.

Для создания гармоничных интерьеров используйте цветовой круг Иттена, о котором мы расскажем далее.

При создании общего концептуального решения также важно учитывать основное назначение дизайна образовательного учреждения: решение задач, связанных с упрощением ведения образовательной деятельности (например, быстрая ориентация в здании образовательного учреждения, стимуляция к творческой деятельности и т. п.).
При создании колористического решения для школы необходимо соблюсти его целостность и гармоничность, для чего следует воспользоваться несколькими правилами:
Каждый выбранный цвет должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «спорить» друг другом.
Каждый из цветов должен быть хорошо различим и оправдывать своё присутствие в общей цветовой гамме.
дизайн детского сада
Цвета в сочетании друг с другом должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности.
Не следует использовать больше 3-х цветов, при этом основным оттенком всё равно должен быть белый или светло-серый. Важно соблюдать пропорции среди выбранных цветов. Соотношение: 80% 10% 10%

Классификация гармонизации цвета по Иттену: 6 основных схем

Ученики средней школы переходят на новую ступень развития, на которой меняется и восприятие цветов. Тонкие оттенки разных цветов становятся более доступными для восприятия, а положительные эмоции вызывает менее насыщенная колористическая среда.

Что важно не забыть при проектировании школьного интерьера

Хороший дизайн помещений должен иметь свой визуальный ритм и темп.

Цвет, ритм, нюансы

  • Ритм в дизайне — это согласованное расположение акцентных элементов, которые служат неким путеводителем для нашего взгляда. Ритм необходим для создания законченной композиции в пространстве.
  • Темп — это придание интерьеру статичности либо динамики (визуального ощущение движения). При создании динамики в пространстве темп определяет насколько быстрым будет это визуальное движение.

Работа с цветом — это один из ключевых способов задать дизайну ритм и темп

Рассмотрим наглядный пример в школьных помещениях.
Многие школы имеют длинные узкие коридоры, стены которых зачастую выкрашены в один цвет, из-за чего эти проходы кажутся более длинными и тесными. Выходя из аудитории после занятия, ученики и педагоги попадают в эти коридоры и не находят нужного стимула для движения, также их взгляду не на чем остановиться, из-за чего может возникнуть чувство некоторой «потерянности» и неуверенности.
Если подобный коридор с помощью цветных заливок разделить на небольшие прямоугольные отрезки, то находиться в нём станет более комфортно: во-первых, такие прямоугольные формы более гармонично воспринимаются человеческим глазом, чем однообразное длинное вытянутое пространство; во-вторых, чередование цветов задаёт динамику, а следовательно и стимул к движению, что важно для коридоров.

Таким образом, простое зонирование цветом не только превращает длинные коридоры в комфортное место, но и указывает на необходимость движения в этой зоне.
Ритм можно задавать не только с помощью заливок, но и используя графику, указатели и другие цветные элементы интерьера.

Задавая помещению ритм и темп, важно помнить о функциональном назначении этого пространства, поскольку каждому образовательному процессу необходим свой ритм.

Правила пропорций в школьном интерьере

При применении цвета в дизайне образовательных пространств необходимо соблюдать правило пропорций цветовых комбинаций, согласно которому оптимальным соотношение цветов является:

80% базового нейтрального х 10% вспомогательного х 10% акцентного.

Нарушение этого правила может привести к переизбытку насыщенных цветов в помещении, из-за чего возможно снижение общей продуктивности учащихся и более быстрая утомляемость.

Цветовая комбинация может быть представлена цветовой заливкой, графической композицией, навигационными элементами или фактурами.
санпин по цветам в школе

Важность нейтрального цвета мебели для детских садов и школ

Задумываясь об интерьере образовательного учреждения, многие директора, сотрудники службы АХЧ, педагоги, родители и другие заинтересованные лица размышляют над вопросом «Какого цвета должна быть детская мебель?». Особенно актуален этот вопрос при оформлении помещений для дошкольников, которые любят яркие чистые цвета.
дизайн группы в детском саду

Наша студия рекомендует отдавать предпочтение мебели нейтрального оттенка, желательно из натуральных материалов и с естественной текстурой

В основе этой рекомендации лежит принцип, согласно которому в образовательном пространстве главенствующим всегда должен быть человек и его деятельность, а не интерьер.
Преобладание яркой цветной мебели переключает внимание окружающих с человека (будь то педагог, объясняющий новую тему, или ученик, выступающий с докладом) на обстановку вокруг, из-за чего могут возникнуть трудности с концентрацией внимания и ощущение давления интерьера.
Другими словами, в пространстве всегда должно быть место для человека и его деятельности, поскольку интерьер создается для человека, а не человек должен дополнять собой интерьер.
Особенно важен этот принцип при оформлении помещений для дошкольников, поскольку у них только начинает складываться представление о своей роли в окружающем мире и важно создать подходящие условия для развития инициативных личностей.
Мебель нейтрального цвета в дошкольной группе всегда будет оставаться фоном для игр, образовательной деятельности, творчества, общения и других процессов.
Например, при работе за столиком натурального дерева дошкольник будет больше сконцентрирован на задаче, а при игре с передвижными тумбами цвета нейтрального цвета ребенок избежит ограничений своей фантазии.

Особенности оформления школ для детей с ОВЗ, гиперактивных детей

Каждое образовательное учреждение по-своему уникально, как уникален каждый ребёнок, поэтому при создании дизайна и выбора колористических решений необходимо учитывать многие особенности развития учащихся. До этого мы говорили о дизайне для учеников разного возраста и рассматривали подходящие цвета для основных школьных помещений, а в этом блоке мы хотим коснуться такой непростой темы, как выбор цветового оформления для образовательных пространств, где учатся дети с ОВЗ.

Примеры дизайн-проектов

В портфолио нашей студии имеются готовые проекты для таких школ: их объединяют максимально тёплые и спокойные колористические решения. Детям с ОВЗ очень важно находиться в гармоничном уютном помещении, поэтому следует избегать любых «кричащих» оттенков и придерживаться плавных переходов цвета.
дизайн школы инклюзия

Универсальное решение

Универсального решения для всех школ не существует в принципе, поскольку каждое здание имеет свою историю, свой подход к обучению, свой психологический портрет учеников. Поэтому очень важно при создании дизайна для школы учесть максимальное количество нюансов — только так можно создать проект, который действительно подходит этой школе.
дизайн школьный инклюзия

Экодизайн: современный тренд и особенности

Одним из актуальных трендов в дизайне остаётся экодизайн — создание среды, напоминающей загородную местность, и оформление интерьера с помощью натуральных материалов.
Образовательные пространства также тяготеют к этому направлению и это не случайность: сегодня у детей, как и у взрослых, всё больше выражена потребность во взаимодействии с природой — особенно актуально это для городских жителей. Горожан окружает большое количество визуальной информации, и ежеминутно их внимание пытаются привлечь различными способами, в том числе и с помощью ярких цветов. Постоянный визуальный шум может негативно сказываться на общем состоянии человека, поэтому важно, чтобы рабочее или учебное помещение давали возможность отдохнуть и сосредоточиться на работе.

Дизайн в экостиле для образовательных организаций

Экостиль подразумевает спокойные оттенки в интерьере, преобладание естественных цветов (например, дерева, камня, кирпича, зелени и т. п.), применение натуральных материалов. Благодаря этому в кабинетах и рекреациях создаётся гармоничное и комфортное пространство, которое психологически кажется более безопасным.
Усилить эффект экодизайна можно с помощью активного озеленения школьных помещений, например, растениями в кашпо, «зелёными» мобильными тумбами (с их помощью можно также зонировать пространство), оформление зон натуральными и искусственными газонными покрытиями и другими способами.
какие цвета должны быть в школе​

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи