Роль цвета в дизайне образовательных учреждений

Часть 1
Какую роль играет цвет в дизайне школ и детских садов?

Правда ли, что с помощью цвета можно можно стимулировать детей к учебной деятельности?

Какие цвета хотят видеть в школе сами дети?

Эта статья будет посвящена цветовым решениям в зданиях образовательных учреждений и их влияние на общее состояние детей и взрослых. Не секрет, что для школьных интерьеров существуют определённые правила и рекомендации, часть из которых связана именно с колористическими решениями. Рекомендации основаны на специфике детского восприятия цвета и влиянием цвета на психофизиологическое состояние детей. Эти особенности хорошо понимали такие ключевые фигуры в педагогике как Фрёбель, Монтессори, Тихеева, психологи Люшер, Яньшин, Иваницкий и другие научные деятели.

Мы расскажем о специфике восприятия цвета, изменении предпочтений тех или иных оттенков, влиянии цвета на разные возрастные группы детей и о других нюансах, которые важно знать и понимать при оформлении школ и детских садов.

Цвет предмета — это одно из первых свойств, которое ребёнок начинает воспринимать во младенчестве

— именно поэтому создание грамотной колористической среды является базовым принципом проектирования любого пространства, в том числе и образовательного. Правильно подобранное цветовое оформление среды будет помогать ребёнку развиваться, вдохновлять его, поддерживать интерес к окружающему миру.

Крайне важно, чтобы окружающая обстановка и цветовые решения соответствовали возрасту ребёнка и учитывали возрастные психологические особенности: только в этом случае пространство будет создавать у детей чувство защищённости, свободы и естественности.
Цвет служит эмоциональным компонентом восприятия: с его помощью в школьном здании можно создать определённое настроение, добиться более глубокого погружения в образовательную и исследовательскую деятельность.
Грамотно подобранный цвет может являться стимулирующим фактором, благодаря которому на физиологическом уровне происходит активизация тех или иных мозговых нейронов — в результате этого определённая деятельность (учебная, творческая, спортивная и т. д.) становится более продуктивной.

Однако эти приёмы работают и в другую сторону: неверное цветовое оформление образовательного пространства снижает заинтересованность обучающихся, подавляет инициативу и мотивацию, ослабляет вовлечённость во все внутренние процессы (как образовательные, так и социальные). Поэтому при выборе колористических решений обязательно должен учитываться возраст детей, которые будут находиться в пространстве: цвет напрямую влияет на их психологическое и физиологическое восприятие среды обучения.

Как воспринимают цвет дети младшего возраста

Дошкольники наслаждаются цветом как таковым, он приносит им эстетическое удовольствие, причём «красивыми», как правило, считаются чистые яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный. С «некрасивым» у детей ассоциируются тёмные тона, такие как чёрный, грязно-коричневый, тёмно-синий.

Одним из первых цветов, который распознаёт младенец, является красный цвет — именно поэтому он является любимым у многих детей младшего возраста (до 6−7 лет). Другим важным цветом является жёлтый — его начинают распознавать во вторую очередь, и он остаётся любимым ещё долгое время.

Как оформить дошкольную группу

Учитывая, что у дошкольников положительные эмоции вызывают яркие краски, следует оформлять помещения детских садиков в сочных чистых цветах, избегая тёмных оттенков.
Очень важно не перенасытить пространство цветом, необходимо избегать «буйства красок» и стремиться создать лёгкую, непринужденную колористическую среду.
Основное место в дизайне пространства детской группы (80% всей площади) следует отводить под нейтральные, очень светлые оттенки: белый, светло-серый и пр.
Мебель также следует выдержать в нейтральном цвете натурального дерева, благодаря чему она останется фоном для деятельности детей.
Яркие краски вводят в качестве акцентов: в виде рисунка на стене, напольного зонирования, мягких подушек или кресел-мешков, точечных элементов мебели и т.п. Яркие цвета не должны занимать более 20% всей площади помещения.
Необходимо учитывать и расположение окон в детской группе: так СанПиН предписывает оформлять ориентированные на юг помещения в холодных оттенках, а на север — в тёплых.


Учитывая вышесказанное, можно выделить наиболее подходящие колористические решения для детских садов:
Основным цветом является НЕЙТРАЛЬНЫЙ очень светлый оттенок (слегка тонированный белый цвет);
В спальне следует добавить ОТТЕНКИ голубого, жёлтого, красно-рыжего или зелёного (желательно, сочетая их между собой);
В игровую комнату в качестве акцентов добавляют насыщенные чистые цвета (не более 2−3): голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, розовый (в небольших количествах).

Как воспринимают цвет ученики младших классов

Ученики начальной школы становятся менее активными по сравнению с дошкольниками, так как происходит перестройка мозговой активности: если в детском саду главная деятельность была игровой, то в школе на первый план выходит учёба.

Младшие школьники начинают детально изучать окружающий мир, разбираются в его строении. В связи с этим меняется и их восприятие, в том числе и цветов: становится более легко различать тонкие оттенки, могут меняться любимые цвета.

Однако пока яркие чистые краски остаются в приоритете, поэтому оформление пространства для младших школьников в целом происходит по тем же правилам: насыщенные акценты и нейтральный фон.

Как оформить начальную школу

Интерьер кабинетов должен быть выдержан в спокойных тонах, чтобы дети не отвлекались от учебной деятельности: подходят светлые оттенки серого, зелёного, голубого с небольшим добавлением контрастов
Напольное покрытие и мебель должны быть нейтрального цвета: в противном случае у детей появится повышенная зрительная утомляемость, т.к. значительную часть урока их взгляд обращён в сторону столешницы и пола.
Холлы, рекреации и коридоры младшей школы должны включать в себя яркие сочные цвета: на мебели, стенах, на полу, шторах, играх и т. п. Здесь дети «перезагружаются» и наполняются энергией, в связи с чем становятся уместными практически любые яркие цвета: от красного до фиолетового.
Не следует использовать больше 3-х акцентных цветов, при этом основным оттенком всё равно должен быть белый или светло-серый.

Как воспринимают цвет дети среднего школьного возраста

Ученики средней школы переходят на новую ступень развития, на которой меняется и восприятие цветов. Тонкие оттенки разных цветов становятся более доступными для восприятия, а положительные эмоции вызывает менее насыщенная колористическая среда.

Как оформить среднюю школу

Дизайн для средней школы должен быть более спокойным по сравнению с группой начальных классов: следует оформлять интерьер в оттенках, близких к естественным материалам (дереву, кирпичу, камню, песку).
Акцентные элементы также меняются в сторону усложнения цвета: теперь это не чистые краски, а более сложные оттенки — бирюзовый, салатовый, каштановый.
Учебные помещения и аудитории оформляются по тем же принципам, что и в начальной школе: нейтральные тона, минимум акцентов, спокойная обстановка.
Рекреации и коридоры становятся более сдержанными, но сохраняют красочность в акцентах и контрастах.
Мебель имеет естественные тона, напольное покрытие теряет яркие краски и становится нейтральным.
Рисунки на стенах начинают переходить от предметной графики к абстрактной с использованием сложных оттенков.

Как воспринимают цвет ученики старших классов

Мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, их память имеет логический характер, а восприятие целенаправленно. В связи с этим комфортной колористической средой для учеников старшего возраста является спокойный интерьер с преобладанием холодных и «тусклых» цветов, включая оттенки серого, тёмно-синего и других в прошлом непривлекательных цветов.

Как оформить старшую школу

интерьер класса в школе
В кабинетах и аудиториях старшей школы должны преобладать спокойные сложные оттенки с редкими акцентами более насыщенных (но не ярких!) цветов: в качестве таких можно использовать изумрудно-зеленый, кирпичный, серо-синий и т. п.
Цвета в рекреациях могут быть более насыщенными, однако важно не перестараться: слишком яркие акценты могут вызвать негативную реакцию детей, сосредоточенных на внутренних переживаниях и собственных размышлениях, поскольку перед старшеклассниками остро стоит вопрос выбора будущего пути. Поэтому цветовое решение интерьеров школы должно не раздражать и перетягивать внимание на себя, а помогать найти гармонию с окружающим миром.
интерьер класса в школе

Основные свойства и особенности ключевых цветов

Мы выяснили, что дети разного возраста отдают предпочтения разным цветам, их оттенкам и степени их насыщенности — всё это необходимо учитывать при проектировании любого детского пространства, в том числе и образовательного.

Однако кроме этой особенности цветовосприятия необходимо также знать и помнить характерные свойства основных цветов: это необходимо для создания комфортной атмосферы в различных функциональных зонах, стимуляции активности или наоборот её «торможения», гармонизации уровня естественного освещения с интерьером и т. п.
Для создания гармонии в помещении следует сочетать тёплые и холодные цвета, при этом обращать внимание на естественную инсоляцию и освещение: если окна выходят на южную сторону, то в интерьере должны преобладать холодные цвета, если на северную — тёплые. Этот принцип приводит к гармонизации пространства: когда не преобладает ни один из спектров, они находятся в равноправном положении в пространстве.

Иоганн Гёте первым разделил цвета на «тёплые» и «холодные». Красный, жёлтый, оранжевый, коричневый ассоциируется с солнечным светом, поэтому в помещении с таким цветовым решением всегда будет казаться теплее и комфортнее. Синий, голубой, бирюзовый цвета напоминают лёд и снег, поэтому относятся к холодным.

Цветовой круг И. Гёте
залы школы оформление

Свойства основных цветов

Каждый цвет способен управлять поведением и подталкивать к определённому виду деятельности, поэтому колористические решения необходимо подбирать исходя из функционального назначения помещения.
Красный
Возбуждающий цвет, подталкивает к активности, «помогает проснуться», улучшает аппетит. В общественных интерьерах допустимо использование с большой осторожностью.
Жёлтый
Создаёт хорошее настроение, заряжает оптимизмом и доброжелательностью, стимулирует занятия творческой и интеллектуальной деятельностью.
Синий
Избавляет от стресса, успокаивает, «тормозит» излишнюю активность, снимает эмоциональное напряжение. Насыщенные тона способствуют концентрации внимания.
Оранжевый
Подталкивает к физической активности, настраивает на продуктивную работу, создаёт приятное настроение.
Розовый
Расслабляющий цвет, обладает сильным успокаивающим качеством, настраивает на непринужденный лад, умиротворяет, поддерживает низкую активность.
Зелёный
Успокаивающий цвет, способствует повышению концентрации внимания и работоспособности, позволяет отдохнуть глазам, приводит в норму сердечно-сосудистую систему. В общественных интерьерах следует применять светлые оттенки зелёного, которые ассоциируются с натуральной зеленью.
Голубой
Способствует полноценному отдыху после физических и умственных нагрузок, успокаивает, нормализует работу сердечно-сосудистой системы, побуждает к доброжелательности, беззаботности и приветливости.

Колористические решения для разных типов школьных помещений

Важно помнить, что основными цветами везде остаются белый и светло-серый, а насыщенные цвета выступают в роли акцентов.
После рассмотрения особенностей цветовосприятия и характеристик самих цветов становятся понятными принципы создания колористической среды в зависимости от функциональности помещения, возраста пользователей пространства и естественной инсоляции помещения.
Учебные аудитории и кабинеты
Подходят жёлтый и зелёный цвета, т.к. они способны повышать продуктивность и концентрацию внимания.
Избегать следует красного, розового, а также насыщенных оттенков, т.к. они рассеивают внимание от учебного процесса.
Для младших классов допустимы более яркие краски, чем для средних и старших.
Окружающее пространство возле демонстрационной доски должно быть спокойным, основные акценты следует располагать за спинами учащихся.
Классы творческих предметов
Подходят нейтральные пастельные тона, т.к. они являются фоном для творчества, которое и будет главным акцентом в помещении.
Коридоры
Подходят яркие насыщенные цвета, т.к. они привлекают внимание и способны стать заметными навигационными элементами, предпочтение отдаётся контрастным цветам.
Избегать следует пастельных оттенков, т.к. они делают пространство монотонным и бесконечно длинным.
Холлы и рекреации
Подходят голубой, розовый, синий, зелёный, оранжевый цвета — в зависимости от предполагаемой деятельности (активной или спокойной). Эти цвета дают отдых глазам, успокаивают после умственных нагрузок.
Избегать следует красного цвета, т.к. он не позволяет организму отдохнуть и расслабиться.
Столовые
Подходят тёплые тона, т.к. они способствуют улучшению аппетита и стимулируют пищеварение. Допустимо небольшое количество красных оттенков, как стимулирующих аппетит.
Избегать следует розового цвета, поскольку он может чрезмерно «затормозить» детей.
Спортивные залы
Подходят сочные цвета, стимулирующие активность: жёлтый, оранжевый в сочетании со снимающим излишнее напряжение зелёным цветом.
Актовые залы и потоковые аудитории
Подходят насыщенные «праздничные» тона, здесь допустимо использование цветов, которые не встречаются в других помещениях школы.

Основные принципы применения цветов в школах и детских садиках

В качестве базового цвета рекомендуется использовать светлые нейтральные оттенки.
Далее пространство насыщают вспомогательными и акцентными цветами, соответствующими общему цветовому решению интерьера.
Вспомогательные и акцентные цвета следует подбирать согласно классификации гармонизации цвета по Иттену.
Необходимо принимать во внимание возраст и психофизические особенностей школьников, а также расположение объекта относительно сторон света.
Колористическое решение подбирается с учётом назначения школьного пространства.
Следует учитывать «принцип многофункциональных и трансформируемых пространств» и закладывать универсальные колористические решения для вспомогательных и акцентных цветов.
Цвета статичных поверхностей (стена, пол, потолок) должны быть нейтральными, адаптируемыми к различным задачам образовательных процессов и типам коммуникаций.
Колористическое решение должно быть целостным: каждый цвет в композиции должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «спорить» друг с другом.
Каждый цвет в цветовой композиции должен быть хорошо различим, должен оправдывать свое присутствие в общей цветовой гамме.
Цвета в сочетании друг с другом должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности.

Эта статья была Вам полезна?
Да, спасибо!
Увы, нет
Другие статьи
Made on
Tilda