Современный дизайн актового зала

Многофункциональное образовательное пространство с возможностью трансформации
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Границы между учебными и неучебными зонами в школах становятся всё более размытыми — это одна из главных тенденций современного образовательного пространства не только в России, но и во всём мире.

Например, всё чаще в рекреациях находятся не только зоны отдыха, но и рабочие места для самостоятельных или групповых занятий, подробнее об этом мы рассказали в этой статье.

Однако тенденция не ограничивается рекреациями: для учёбы используют и другие помещения, которые раньше нельзя было даже представить как место для занятий. В первую очередь, мы имеем в виду школьные актовые залы.
актовые залы в школах
вопрос:
Почему вообще возникает потребность в расширении функций помещений и гибкости границ?
ответ:
Для этого есть две основные причины:

1) Общемировое изменение образовательных и рабочих процессов в сторону большей мобильности и возможности работать практически в любой точке;

2) Недостаточное количество помещений для организации всех необходимых современных классов и пространств.
Таки образом, многофункциональность образовательного пространства позволяет не переделывать помещения и кабинеты под новые требования и желания, поскольку в них уже заложена определённая гибкость. Такое пространство будет актуальным и современным без серьёзных изменений и дорогостоящего ремонта в течение долгого времени.
Если классический актовый зал в школе предполагает выполнение 1−2 функций (проведение торжественных мероприятий и занятий танцевального кружка), то современный зал можно использовать в различных целях, например, проводить в нём:
мероприятия, концерты, спектакли;
репетиции и творческие встречи;
учебные занятия по плану для малых и больших групп, т. е. использовать как потоковую аудиторию;
собрания киноклубов с последующим обсуждением и дискуссионных клубов;
занятия танцами и гимнастикой;
встречи кружков дополнительного образования;
самостоятельную работу учащихся (коворкинг);
викторины, игры, хакатоны и т. д.
Другими словами, актовый зал можно превратить в центр притяжения учеников и учителей, сделать его общедоступным местом, которое будет использоваться каждый день, предоставляя детям новые возможности для развития и улучшения качества образования
дизайн актового зала
актовые залы детских садов

Создание гибкой образовательной среды

Многофункциональный актовый зал — это гибкое пространство, планировка которого должна быстро меняться в зависимости от вида деятельности. Для создания условий трансформируемости и гибкости пространства используется целый комплекс способов и приёмов организации образовательной среды, среди которых можно выделить:
  • мобильную мебель;
  • раздвижные перегородки;
  • трибуны и подиумы;
  • напольное покрытие;
  • акустические панели и перегородки;
  • разные сценарии для освещения.
Мобильная мебель
Штабелируемые и мобильные стулья и столы — это отличный инструмент для создания гибкой образовательной среды, поскольку с их помощью можно быстро менять планировку под нужные задачи. Например, для организации зрительских мест можно расставить лёгкие кресла по всему помещению, а для проведения занятия в небольшой группе — расположить кругом несколько столов со стульями.

Такие столы и стулья можно штабелировать друг на друга, чтобы при хранении они занимали минимум места. Если в школьном актовом зале широкие подоконники, то столы-матрёшки хранятся под ними, если таких подоконников нет — столы откатывают к стенам или в специальное помещение (при его наличии).
Раздвижные перегородки
Складные перегородки могут делить актовый зал на несколько частей, позволяя проводить изолированные занятия в каждой из них. Такие конструкции можно использовать и вместо привычного занавеса для создания кулис или декораций на сцене.
Трансформируемые перегородки могут быть покрыты магнитно-маркерной краской, что позволяет крепить на них демонстрационные материалы, украшения, а также использовать их в качестве доски или экрана для трансляции презентаций, фильмов и т. д.
Трибуны и подиумы
Штабелируемые кресла как места для зрителей чаще используют в небольших актовых залах и бюджетных проектах, однако мы всегда рекомендуем также рассмотреть вариант выдвижной трибуны или многоуровневого подиума со стационарными местами для сидения. Во-первых, разложить и сложить телескопическую трибуну проще, чем расставить и убрать 100−200 стульев. Во-вторых, с трибуны лучше видно сцену, т.к. каждый уровень кресел находится выше предыдущего. В-третьих, в сложенном состоянии она может занимать меньше места, чем все штабелированные в стопки стулья.

Что касается стационарного подиума, то его удобно использовать при проведении поточных лекций, просмотров фильмов, организации викторин и т. д. Кроме того, при общешкольных мероприятиях на нём с комфортом могут разместиться как начальные классы (чтобы было лучше видно), в то время как более старшие ученики займут места на штабелируемых креслах.
Напольное покрытие
Если школьный актовый зал используется для разных мероприятий, то нужно уделить особое внимание подбору напольного покрытия. Когда в зале проводят только общешкольные торжественные собрания и концерты, допустимо использовать ковровое покрытие, но при постоянном потоке людей, перемещении мебели и разных видах активности следует выбрать более износостойкое покрытие, которое легко очищается от грязи.

Если в зале планируются регулярные занятия танцами или хореографией, то нужно отдать предпочтение специальному танцевальному покрытию или паркету, т.к. они обладают амортизационными и противоскользящими свойствами.

В остальных случаях напольное покрытие может быть из кварц-винила, ПВХ, мармолеума или линолеума и других проверенных материалов.
Акустические панели и перегородки
Для правильного распределения звука в большом пространстве используют специальные акустические покрытия, которые располагают как на стенах, так и на потолке. Такие панели могут отражать звук или глушить его, в зависимости от потребностей: если звук слишком гулкий, то нужно убрать эхо, а если плохо слышно говорящего, то звук наоборот нужно отразить от стен и потолка.

Актовый зал в школе — это место, где ведущего должно быть хорошо слышно из любой точки помещения, поэтому акустические панели практически стали новым стандартом для оформления залов.

Однако возникает вопрос, что делать, если актовый зал также используется для занятий в малых группах, в том числе для параллельных занятий? Чтобы звук не «гулял» по всему пространству, место проведения уроков нужно огораживать передвижными акустическими перегородками. С их помощью создаются не только комфортные акустические условия для отдельно взятой группы, но и психологические, т.к. в огороженном пространстве дети чувствуют себя более защищёнными.
Разные сценарии для освещения
Ещё один важный момент для современного актового зала в школе — это различные сценарии освещения, которые напрямую зависят от вида занятий или мероприятия. Так для уроков и встреч небольшими группами нет необходимости ярко освещать всё пространство зала, достаточно осветить используемую площадь. В то же время при общешкольных мероприятиях необходимо не просто осветить всё помещение, но и заложить несколько сценариев: максимальное освещение перед началом действия, аварийное освещение во время мероприятия, световое шоу на концерте и т. д.

Сюда же входит управление естественным светом, который необходимо включать в общее освещение, но в некоторых случаях его требуется приглушить (просмотр фильма, концерт). Для этого очень удобно использовать рулонные шторы блэкаут с электроприводом, которые опускаются и поднимаются нажатием кнопки или управляются со смартфона.

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи