Пространство для взрослых в школе

Рассказываем как и зачем создавать комфортную среду для учителей, родителей и административных работников
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
При проектировании школьного пространства основной акцент всегда приходится на учеников и их потребности: дизайнеры и проектировщики продумывают разнообразные зоны, в которых удобно заниматься разными видами деятельности, от отдыха до коллективной работы над проектом.

Однако необходимо помнить о всех участниках образовательного процесса — не меньшего внимания заслуживают интересы педагогов, административных работников и родителей, поэтому в этой статье мы хотим рассказать о пространстве для взрослых в образовательной организации.

Как организовать комфортное пространство в школе для:

Для учителей

Жанна Савельева
руководитель студии
Каждая школа индивидуальна, как и устоявшиеся в ней правила и традиции. Например, в одних школах педагоги и учащиеся соблюдают субординацию, в то время как для других вполне естественным процессом является самостоятельная работа учителей бок о бок с учениками в общем коворкинге или библиотеке. Конечно, следует сделать оговорку, что такие случаи совместной работы скорее единичны, но они также имеют право на существование и нуждаются в создании условий, подходящих всем сторонам.
Наша задача как проектировщиков — узнать специфику каждой школы и подобрать для неё самые подходящие решения.

Оформление учительской в школе

В большинстве школ педагоги работают в специальном помещении — учительской, образ которой часто обретает очертания большого стола, за которым учителя отдыхают или пьют чай. Для современной школы это представление теряет актуальность, т.к. учительские приобретают новый формат и новые функции.
При проведении опросов учителя часто упоминают, что им не хватает спокойных и удобных мест, где они могут поработать с документами, с комфортом проверить ученические работы или провести совещание с несколькими коллегами.



Например, значительную часть работы с документами педагоги делали в учебных кабинетах, которые были закреплены за ними, но в условиях меняющегося образовательного процесса учебные аудитории всё больше тяготеют к универсальности и постоянному использованию — не только для уроков, но и для дополнительных занятий, кружков и т. п. Поэтому учительская должна предоставлять места для индивидуальной работы педагогов. Но это только одна из зон, которая должна быть в помещении для учителей.
организация рабочего пространства учителя

Функциональное зонирование учительской: какие зоны нужны учителям для полноценной работы и отдыха

Мы уже говорили, что каждая школа индивидуальна, а значит, и учительская может иметь любое функциональное наполнение, в котором нуждается педагогический коллектив в конкретной школе. Здесь могут располагаться переговорные (для больших и маленьких встреч), обеденные зоны, рабочие места, релакс-уголки и т. д.

В современной учительской обязательно следует выделить четыре зоны:

Для переговоров

В этом пространстве учителя с комфортом могут проводить общие совещания, конференции, презентации, внутреннее обучение и другие мероприятия. Здесь же можно обсудить рабочие вопросы тет-а-тет или в небольших группах или провести переговоры с родителями.
Наполнение переговорной зоны может быть различным, главное условие — удобство использования как для больших групп, так и для двоих человек.
Например, здесь можно разместить овальный стол с креслами, передвижную магнитно-маркерную доску или настенное покрытие, проектор, диваны с журнальными столиками.

Обеденная зона

В каждой школе обеденные перерывы сотрудников устроены по-разному, но всем учителям необходимо место, где можно спокойно принять пищу или выпить чай в любое свободное «окно» в расписании.
Специально оборудованная обеденная зона в учительской может быть представлена практически полноценной кухней (с раковиной, холодильником, микроволновой печью, чайником, кофемашиной и т. д.) или же небольшим кофе-поинтом.
Здесь же учителя могут отдохнуть и пообщаться друг с другом на нерабочие темы.

Рабочие места

Место за компьютером в учительской не может быть личным, т.к. в помещении банально не хватит места для каждого учителя, поэтому здесь педагоги работают ситуативно: на переменах, в «окнах» или после уроков.
Рабочие места можно организовать как за стационарными столами с компьютерами, так и за мобильными столиками, высокими стойками, подоконниками-столешницами.

Зона хранения

Любой педагог знает, как много дидактических материалов необходимо иметь для подготовки и проведения одного урока, однако при универсализации учебных кабинетов учителя лишаются возможности хранить все необходимые материалы в своём классе. по этой причине следует организовать зону для хранения материалов
Для организации мест хранения рабочих материалов можно использовать пространство учебных кабинетов, но мы также рекомендуем предусматривать локеры или шкафчики в учительской, чтобы сотрудники могли спокойно оставить свои вещи и ненужные материалы и уйти на урок.
Вопрос:
Какие ещё зоны могут быть в учительской?
Ответ:
Выше мы описали зоны, которые необходимы для эффективной работы учителей, но вместе с ними в учительской можно выделять и любые другие уголки, в которых нуждается конкретный коллектив. Среди таких уголков может быть зона тихого отдыха с мягкой удобной мебелью или даже массажным креслом, в котором учитель может расслабиться и набраться сил перед занятием.
оборудование рабочего места учителя

Особенности дизайна и материалов

для учительской
В пространстве для учителей используются те же самые принципы и приёмы дизайна, что и в библиотеке, рекреации, учебной аудитории и т. д. В первую очередь, мы имеем в виду многофункциональность, гибкость, зонирование, модульность и другие принципы, о которых писали ранее
Пожалуй, наиболее актуальным вопросом при организации учительской является вопрос зонирования, а точнее, как именно разделить все описанные зоны, чтобы люди в них не мешали друг другу. Для этого можно использовать акустические мобильные перегородки, раздвижные стены, стеклянные или реечные конструкции — они чётко очерчивают границы той или иной зоны и помогают справиться с шумом от совещаний или запахом еды из обеденной части помещения.

Визуальное разделение на зоны происходит не только с помощью перегородок, но также благодаря разнообразной мебели и освещению. Например, уголок для тихого отдыха отличается от рабочей зоны наличием мягких удобных диванов и приглушённого света, а в зоне совещаний внимание сразу привлекает большой стол для переговоров.

Цветовое решение

Поскольку школьная учительская предназначена в первую очередь для отдыха и работы педагогов, то её оформление следует выдерживать в спокойных оттенках с редкими акцентными вставками. Особенно актуальным становится экодизайн, поскольку с его помощью городские жители могут расслабиться и обрести внутреннее спокойствие. Особенными чертами экодизайна являются светлые помещения, тёплые нейтральные тона, природные материалы в отделке и наличие растений.
Также в учительской возможно создание более динамичной и бодрой атмосферы: для этого используются яркие акценты в мебели и отделке. Однако очень важно соблюсти баланс и сохранить преобладание нейтральных светлых оттенков (не менее 80% от общей площади отделки), в противном случае сотрудникам будет сложно сосредоточиться на работе или расслабиться, что повлияет не только на общую эффективность, но и на психоэмоциональное состояние педагогического состава.

Для встречи учителей и родителей

Елена Тюрина
арт-директор
В современной школе также необходимо предусматривать удобные места для встреч учителей с родителями. К сожалению, о них часто забывают, и родители вынуждены обсуждать насущные вопросы в холлах или коридорах школы, зачастую не имея возможности даже присесть. Мы считаем, что родители — такие же полноправные участники образовательного процесса, поэтому в своих проектах всегда учитываем их потребности.

Где родителям обсуждать насущные вопросы с учителями? Если в учительской оборудована зона для переговоров и она свободна в нужный момент, то педагог может пригласить родителей туда, однако в этом случае учитель имеет более выигрышную позицию, поскольку он находится в своей рабочей обстановке. В этом случае педагог неизбежно будет лидировать в беседе и разговора на равных не состоится.


По этой причине мы рекомендуем или создавать в школах специальные переговорные комнаты, или использовать для бесед школьное кафе с неформальной обстановкой. В этих помещениях родители и учителя смогут выступать на равных позициях — только так они смогут достичь настоящего взаимопонимания и вместе стремиться решить возможные проблемы.

Для родителей

Родители учеников — тоже полноправные участники образовательного и воспитательного процесса, однако зачастую в школе для них не предусмотрены места. Не всегда родители даже могут с комфортом подождать окончания занятий у своего ребёнка, поэтому начать следует именно с организации удобных мест ожидания. Как правило, их размещают в вестибюле до турникетов, но также родители могут ждать в холле на первом этаже или в кафе.

Места ожидания должны быть удобными, но в меру, чтобы родители не засиживались на несколько часов. В качестве мягкой мебели хорошо использовать пуфы с обивкой из экокожи или небольшие диванчики. Рядом нужно поместить стенд с расписанием звонков, уроков и важных объявлений, а также зарядную станцию для мобильных телефонов. Здесь же может размещаться небольшая выставка детских работ или телевизионный экран с эпизодами школьной жизни.
Кафе как место для ожидания
Другой вариант организации места для ожидания — это школьное кафе, в некоторых школах даже существуют кафе только для взрослых. Здесь родители могут с комфортом разместиться в неформальной обстановке, перекусить и пообщаться с другими родителями.

Не всегда под кафетерий получается выделить отдельное помещение, в таком случае разместить кафе можно прямо в холле или рекреации. Эту зону следует визуально выделить с помощью цвета, светильников или текстур — кафетерий не должен сливаться с общим интерьером холла, он должен быть заметен для родителей, которые не очень хорошо знают школьное здание.
Екатерина Горбунова
руководитель проектов
Стимулировать желание родителей принимать более активное участие в школьной жизни можно с помощью организации совместной деятельности и большей открытости школьного здания. Это по большей части вопрос не организации пространства, а готовности администрации школы проводить различные мероприятия для родителей. Но и дизайн может сыграть в этом свою роль: например, сейчас в школах всё более популярными становятся пространства типа «Кулинариума» — просторного помещения с кухонной техникой и общим столом. Здесь дети могут совместно с родителями организовывать кулинарные мастер-классы, а после них проводить время в дружеской атмосфере за ужином, который приготовили сообща.

Также можно проводить различные лекции и дополнительные занятия именно для родителей — это поможет им воспринимать школу не просто как здание, куда ходят учиться их дети, но и как понятное и знакомое лично им пространство. Школа должна показать, что она думает о родителях и готова принять их в свои стены, и тогда взрослые будут активнее включаться в школьную жизнь.
Вестибюль на 1 этаже, в котором родители могут с комфортом подождать своих детей

Ещё одним важным пространством для взрослых в школе являются санузлы

О необходимости отдельных туалетов для взрослых часто высказываются как учителя, так и родители, аргументируя это тем, что в детских санузлах часто бывают очереди, а также что родители испытывают неловкость, находясь в туалете среди детей.
Отдельные санузлы для сотрудников и взрослых гостей школы действительно могли бы стать выходом из этой ситуации, но таким разделением будут довольны не все школьники, т.к. часть из них уверена, что условия «взрослого» туалета более комфортные и приватные.
Нам кажется, что лучшим решением будет создание индивидуальных туалетных комнат, внутри которых также располагается раковина, а вход находится прямо в коридоре, то есть, нет «предбанника» с умывальной зоной. В таких комнатах и дети, и взрослые чувствуют себя более спокойно и уверенно, чем в общем помещении на несколько кабинок.

Эта статья была Вам полезна?
Да, спасибо!
Увы, нет
Другие статьи
Made on
Tilda