Принципы использования системы навигации в школе: как улучшить ориентирование по зданию образовательной организации

В прошлой части мы рассказали о функциях школьной навигации и основных видах внешних и внутренних указателей, а этот материал посвящён более конкретным рекомендациям по размещению навигационных элементов.


Однако прежде необходимо рассказать об использовании в образовательной среде таких видов указателей, как:



  • пиктограммы с легко узнаваемым смыслом,
  • цветные линии на полу и стенах,
  • цветовое оформление отдельных частей здания.

Пиктограммы

— это схематические изображения различных предметов и явлений, которые используются в том числе для обозначения функций помещений.

Такие рисунки позволяют не только быстро ориентироваться в здании, но и помогают развитию образного мышления, а также они легко воспринимаются детьми младшего школьного возраста.

Пиктограммы могут дополнять текстовые таблички для кабинетов в школе или быть самостоятельными знаками (но в этом случае они должны быть максимально понятными и простыми).



Цветные напольные линии

в качестве указателей движения оптимально подходят для оживлённых мест: например, входных групп, холлов, пространства возле библиотек и актовых залов. При большом скоплении людей настенные указатели могут быть незаметны, в отличие от ярких полос на полу.

Для эффективной навигации каждому цвету присваивается своё направление движения, например, синяя линия будет указывать путь к ближайшему санузлу, зелёная — к актовому залу, жёлтая — к блоку начальной школы и т. д.

Цвета для таких путеводных лучей рекомендуется подбирать, исходя из фирменных оттенков школы и дизайна помещений, чтобы сохранить гармонию в пространстве и не нарушить цельный образ образовательной организации.



Цветовая дифференциация частей здания

подразумевает использование разных тонов и оттенков в оформлении интерьера и/или табличек в зависимости от этажа, типа помещений или учебных блоков.

Например, первый этаж здания может быть выдержан в зелёном цвете, второй — в оранжевом, третий — в синих оттенках и т. д.

Другой пример цветовой дифференциации — кластер для младших классов оформляется в оранжевых тонах, а лаборатории для старшей школы в салатовом оттенке. При этом акцентный цвет может присутствовать как на стенах, так и в мебели или на табличках и указателях.

При использовании этого приёма навигационная система становится понятной на интуитивном уровне, а школьникам достаточно знать, что именно обозначает каждый цвет.

Основные правила размещения школьных указателей и табличек

Более конкретные рекомендации по размещению навигационных элементов помогут улучшить навигацию в школе и организовать безопасное и дружелюбное образовательное пространство.

Поэтажный план

это стенд со схемами всех этажей в здании, на котором следует выделять приоритетные помещения, макрозоны и сервисы каждого этажа.

Оптимальным вариантом размещения такого плана является пространство возле входной группы, где посетитель сразу может обратиться к схемам, найти нужное помещение и проложить до него маршрут, не заходя вглубь школы. Наиболее подходящее место находится возле стойки информации или около поста охраны.

Поэтажные списки

это таблички, на которых обозначены основные помещения и номера кабинетов на конкретном этаже.

Такие указатели лучше всего размещать на лестничных пролётах возле входа на этаж.

Подвесные таблички

таблички на тросах располагаются в местах разветвления основных путей. На них необходимо указывать все возможные варианты движения и ключевые помещения для каждого направления.

Указатели направлений

Наклейки со стрелками размещаются на стенах и полу — они указывают курс движения к определённым частям пространства, например, к лестницам или кабинетам начальной школы.

При крупном размере этих указателей они будут заметны издалека даже для первоклассников, благодаря чему дети будут чувствовать себя в школе более защищёнными и уверенными в себе.

Напольные игры

Напольные игры для физической активности также могут быть включены в систему навигации: например, дружелюбные наклейки могут подсказывать направление движения и заодно приглашать детей размяться и попрыгать.

Как разработать дизайн навигации для школы?

Школьная навигация — это достаточно индивидуальная система, которая зависит от специфики каждой конкретной организации. Она учитывает не только особенности архитектуры здания, но и такие параметры как:
  • 01
    принципы образовательного процесса отдельно взятой школы
  • 02
    деление пространства по возрастным группам и функциональному назначению помещений
  • 03
    инклюзивность образовательной организации
  • 04
    особенности менталитета учеников;
  • 05
    «голос» школы, то есть, общие интонации, которые будут уместны и доступны учащимся для восприятия
  • 06
    стремление организации к открытости и привлечению гостей и новых посетителей или склонность к более камерным образовательным процессам
Навигационная система разрабатывается графическими дизайнерами с учётом этих и, возможно, некоторых других особенностей конкретной школы. Все правила размещения указателей и табличек для дверей в школе, их виды, размеры, колористическое оформление, шрифты, пиктограммы и всё остальное собирается в один большой свод правил — гайдбук, именно его получает школа, которая заказала разработку навигации.
Опираясь на информацию в гайдбуке, можно распространить систему навигации на любое пространство, создать новые таблички и указатели, а также грамотно разместить их, не нарушив общий образ интерьера.

Что ещё важно помнить, говоря о школьной навигации?

Жанна Савельева
Создатель и руководитель студии
Даже с учётом всей вышеизложенной информации недостаточно просто создать красивые и понятные указатели кабинетов в школе: нельзя забывать, что это система, то есть, должны прослеживаться закономерности и взаимосвязь навигационных элементов.

Например, навигация может быть основана на логике постепенного раскрытия информации, где самой крупной единицей будет подробный поэтажный план здания, а самой мелкой — номер кабинета.

Таким образом, посетитель в поисках нужного помещения проделает следующий «путь» по указателям:
1
Сначала найдёт конечную точку маршрута на Поэтажном плане здания при входе
2
Затем на Схеме этажа на лестничном пролёте
3
Далее на Указателе направления в коридоре нужного этажа
4
и наконец, на Табличке с номером кабинета
система навигации
В этом примере мы видим использование принципа от общего к частному, и в данном случае его применение полностью себя оправдывает.
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Эта статья была Вам полезна?
Да, спасибо!
Увы, нет

Если у вас возникли вопросы по теме дизайна для образования или Вы хотите заказать проект у наших специалистов с многолетним опытом работы в этой сфере, то заполните эту форму, и мы ответим Вам в ближайшее время.
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Другие статьи