Принципы использования системы навигации в школе: как улучшить ориентирование по зданию образовательной организации

В прошлой части мы рассказали о функциях школьной навигации и основных видах внешних и внутренних указателей, а этот материал посвящён более конкретным рекомендациям по размещению навигационных элементов.


Однако прежде необходимо рассказать об использовании в образовательной среде таких видов указателей, как:



  • пиктограммы с легко узнаваемым смыслом,
  • цветные линии на полу и стенах,
  • цветовое оформление отдельных частей здания.

Пиктограммы

— это схематические изображения различных предметов и явлений, которые используются в том числе для обозначения функций помещений.

Такие рисунки позволяют не только быстро ориентироваться в здании, но и помогают развитию образного мышления, а также они легко воспринимаются детьми младшего школьного возраста.

Пиктограммы могут дополнять текстовые таблички для кабинетов в школе или быть самостоятельными знаками (но в этом случае они должны быть максимально понятными и простыми).



Цветные напольные линии

в качестве указателей движения оптимально подходят для оживлённых мест: например, входных групп, холлов, пространства возле библиотек и актовых залов. При большом скоплении людей настенные указатели могут быть незаметны, в отличие от ярких полос на полу.

Для эффективной навигации каждому цвету присваивается своё направление движения, например, синяя линия будет указывать путь к ближайшему санузлу, зелёная — к актовому залу, жёлтая — к блоку начальной школы и т. д.

Цвета для таких путеводных лучей рекомендуется подбирать, исходя из фирменных оттенков школы и дизайна помещений, чтобы сохранить гармонию в пространстве и не нарушить цельный образ образовательной организации.



Цветовая дифференциация частей здания

подразумевает использование разных тонов и оттенков в оформлении интерьера и/или табличек в зависимости от этажа, типа помещений или учебных блоков.

Например, первый этаж здания может быть выдержан в зелёном цвете, второй — в оранжевом, третий — в синих оттенках и т. д.

Другой пример цветовой дифференциации — кластер для младших классов оформляется в оранжевых тонах, а лаборатории для старшей школы в салатовом оттенке. При этом акцентный цвет может присутствовать как на стенах, так и в мебели или на табличках и указателях.

При использовании этого приёма навигационная система становится понятной на интуитивном уровне, а школьникам достаточно знать, что именно обозначает каждый цвет.

Основные правила размещения школьных указателей и табличек

Более конкретные рекомендации по размещению навигационных элементов помогут улучшить навигацию в школе и организовать безопасное и дружелюбное образовательное пространство.

Поэтажный план

это стенд со схемами всех этажей в здании, на котором следует выделять приоритетные помещения, макрозоны и сервисы каждого этажа.

Оптимальным вариантом размещения такого плана является пространство возле входной группы, где посетитель сразу может обратиться к схемам, найти нужное помещение и проложить до него маршрут, не заходя вглубь школы. Наиболее подходящее место находится возле стойки информации или около поста охраны.

Поэтажные списки

это таблички, на которых обозначены основные помещения и номера кабинетов на конкретном этаже.

Такие указатели лучше всего размещать на лестничных пролётах возле входа на этаж.

Подвесные таблички

таблички на тросах располагаются в местах разветвления основных путей. На них необходимо указывать все возможные варианты движения и ключевые помещения для каждого направления.

Указатели направлений

Наклейки со стрелками размещаются на стенах и полу — они указывают курс движения к определённым частям пространства, например, к лестницам или кабинетам начальной школы.

При крупном размере этих указателей они будут заметны издалека даже для первоклассников, благодаря чему дети будут чувствовать себя в школе более защищёнными и уверенными в себе.

Напольные игры

Напольные игры для физической активности также могут быть включены в систему навигации: например, дружелюбные наклейки могут подсказывать направление движения и заодно приглашать детей размяться и попрыгать.

Как разработать дизайн навигации для школы?

Школьная навигация — это достаточно индивидуальная система, которая зависит от специфики каждой конкретной организации. Она учитывает не только особенности архитектуры здания, но и такие параметры как:
  • 01
    принципы образовательного процесса отдельно взятой школы
  • 02
    деление пространства по возрастным группам и функциональному назначению помещений
  • 03
    инклюзивность образовательной организации
  • 04
    особенности менталитета учеников;
  • 05
    «голос» школы, то есть, общие интонации, которые будут уместны и доступны учащимся для восприятия
  • 06
    стремление организации к открытости и привлечению гостей и новых посетителей или склонность к более камерным образовательным процессам
Навигационная система разрабатывается графическими дизайнерами с учётом этих и, возможно, некоторых других особенностей конкретной школы. Все правила размещения указателей и табличек для дверей в школе, их виды, размеры, колористическое оформление, шрифты, пиктограммы и всё остальное собирается в один большой свод правил — гайдбук, именно его получает школа, которая заказала разработку навигации.
Опираясь на информацию в гайдбуке, можно распространить систему навигации на любое пространство, создать новые таблички и указатели, а также грамотно разместить их, не нарушив общий образ интерьера.

Что ещё важно помнить, говоря о школьной навигации?

Жанна Савельева
Создатель и руководитель студии
Даже с учётом всей вышеизложенной информации недостаточно просто создать красивые и понятные указатели кабинетов в школе: нельзя забывать, что это система, то есть, должны прослеживаться закономерности и взаимосвязь навигационных элементов.

Например, навигация может быть основана на логике постепенного раскрытия информации, где самой крупной единицей будет подробный поэтажный план здания, а самой мелкой — номер кабинета.

Таким образом, посетитель в поисках нужного помещения проделает следующий «путь» по указателям:
1
Сначала найдёт конечную точку маршрута на Поэтажном плане здания при входе
2
Затем на Схеме этажа на лестничном пролёте
3
Далее на Указателе направления в коридоре нужного этажа
4
и наконец, на Табличке с номером кабинета
система навигации
В этом примере мы видим использование принципа от общего к частному, и в данном случае его применение полностью себя оправдывает.
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Эта статья была Вам полезна?

Если вы хотите обсудить готовый дизайн-проект, заказать новый или задать вопросы, то позвоните нам или оставьте свой номер
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы, не передаём ваши данные третьим лицам и не подписываем на рассылки
Другие статьи