Публичный конкурс для школьников и студентов колледжей «Идеи среды школы будущего» проходил с 1 мая по 1 июня 2020 года. Участники конкурса прислали более 150 работ с идеями и предложениями по созданию нового образовательного пространства. Такая высокая вовлечённость указывает на акутальность вопроса применении современных принципов обустройства образовательной среды. В этой статье наши дизайнеры проанализировали проекты участников с точки зрения соответствия этим принципам и выделили сильные стороны работ и самые запоминающиеся идеи.

К сожалению, у нас нет возможности подробно рассмотреть все присланные работы, но не расстраивайтесь, если вы не нашли свой эскиз на этой странице: ваши идеи всё равно остаются сильными и креативными, обязательно участвуйте в новых конкурсах и продолжайте развиваться и пробовать новое — это может изменить всю вашу жизнь.

Работы финалистов

с комментариями дизайнеров образовательных пространств
Сочетание зон
Многофункциональность
Природные среды
Трансформация и модульность
Цветовое оформление
Открытость
Графическое оформление
Диана З.
«Диана подошла к выполнению своей конкурсной работы очень обстоятельно: она проанализировала поведение подростков по время перемены, учла потоки младших классов, которые перемещаются по коридору и создала своё решение данной проблемы — жёсткое программирование пространства.
Также Диана выделила потребности подростков, которые чаще всего проводят время в этой рекреации, и создала для них зону с многоуровневым подиумом, который выполняет сразу несколько функций: является зоной отдыха и коммуникации, предоставляет возможность подзарядить личные телефоны, служит зоной для проведения образовательных мероприятий.
Диане хорошо удалось выделить зону для самостоятельной работы — такие места сейчас очень актуальны и не имеют выражения в большинстве школ города Москвы.
Отдельно хочется отметить грамотную работу с материалами и цветом. В целом проект выглядит профессиональным и осознанным».
Дарья Т.
«Дарья поставила перед собой следующую задачу: „…хотелось сделать рекреацию очень самобытной“. Эта задача была выполнена :)
Работа Дарьи очень яркая и запоминающаяся, она имеет свой неповторимый стиль и образ. Дарья довольно подробно изучила тему материалов и продумала из чего могут быть изготовлены детали будущего интерьера. Выбранная тема „Леса“ полностью раскрыта как визуально, так и в материалах (дерево, эко-кожа, графитовая краска)».
Мария и Екатерина Ч.
«Маша и Катя создали работу, которая покорила наши сердца! Все члены жюри были потрясены, увидев на какой масштабный проект наш конкурс вдохновил маленьких участниц.
Маша и Катя озаботились экологической составляющей школьного здания и разработали проект школы с использованием дождевой воды. При создании работы авторами была глубоко изучена актуальность этой темы и мировая практика использования подобных разработок, поэтому результат получился по-настоящему взрослым и продуманным.
Также Маша и Катя создали настоящий макет школы (под руководством своего дедушки, который был идейным вдохновителем девочек)».
Ксения Б.
«Ксения поставила себе цель создать проект, который поможет с интересом изучать английский язык.
Это Ксении удалось хорошо: она пропустила „проблему“ через свой опыт изучения английского и создала проект, который соответствует потребностям современных подростков. Главный посыл проекта — побудить учить язык без слово „надо“.
Помещение класса полностью отражает данную тематику, является современным, актуальным и комфортным для пользователей данного помещения. Ксения прекрасно справилась с поставленной задачей».
Милена П.
«Милена создала цветовое решение, схожее со стилем конструктивизма. Цвет здесь несёт не только свою основную функцию, но также удачно делит пространство на зоны. Милене удалось избавить помещение от визуального шума и сделать его „чище“, в том числе с помощью белого цвета, который делает пространство свежим и опрятным».
Виталий А.
«Виталий разработал проект помещения, которое открыто для всех и позволяет учащимся самостоятельно принимать решение присоединиться к собравшейся группе по интересам. В таком помещении могут проходить различные встречи во внеурочное время: здесь можно проводить кружки, играть в настольные игры, репетировать представление, совместно работать над общим проектом и многое другое. Выбранная цветовая гамма отражает доброжелательную и творческую атмосферу помещения, которое открыто для всех учащихся».
Полина Ф.
«Полина для своего проекта выбрала достаточно проблемную школьную зону — раздевалки. Поскольку в этом пространстве постоянно находится много людей и разноцветных вещей, то Полина приняла верное решение, подобрав упрощённые графические формы для этого помещения. Её работа придаёт раздевалке свежий взгляд и значительно улучшает визуальное восприятие пространства. Проект полностью гармоничен и отражает задумку автора».

Сочетание зон

Номинация «Сочетание зон» подразумевает грамотное зонирование пространства для различных форм коммуникации между учениками, преподавателями и гостями школы.
Правильное зонирование образовательного пространства не статично, а напротив, динамично и ситуативно: зоны можно изменить под свои потребности, и для любого занятия найдётся подходящая часть пространства. Такое зонирование предоставляет нам «матрицу возможностей» для динамичной открытой среды обучения, где эта самая среда становится, в первую очередь, «пространством событий».
Вопрос:
Что предоставляет грамотное сочетание зон в образовательном пространстве?
Ответ:
— Условия для современных образовательных процессов — совмещение он-лайн и оф-лайн обучения, игровых и квестовых образовательных форм;
— Возможность одновременного запуска нескольких образовательных процессов;
— Создание пространств для встречи разновозрастных групп обучающихся;
— Вовлеченность обучающихся в образовательное пространство, благодаря его изменению под насущные потребности;
— Развитие компетенции самоопределения и взаимоопределения у обучающихся.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Екатерина Горбунова
дизайнер образовательных пространств
«В номинации „Сочетание зон“ многим участникам удалось выявить основные потребности своего учебного заведения и создать современный и актуальный, направленный на решение выявленных задач.
Основные критерии, которые выделяли участники при создании школьных интерьеров были:
· Комфортная обстановка;
· Современное и мобильное пространство;
· Эффективное использование пространства;
· Размещение в интерьере USB-розеток.

Все эти пункты закономерны, так как участники сами являются пользователями данных помещений, а следовательно, косвенно сами являются заказчиками (пользователями) выбранных ими помещений».

Многофункциональность

Многофункциональность образовательного пространства — это в первую очередь придание ему дополнительных функциональных возможностей, которое приводит к расширению спектра использования и применения этого пространства.
Этот принцип значительно облегчает реализацию разных форм коммуникации: становится проще использовать электронные средства обучения, ученики могут самостоятельно выбирать места для общения, самоподготовки и отдыха, в учебных аудиториях появляется возможность применять «нестандартные» формы обучения (например, дебаты, ток-шоу, квесты и т. д.).

В этой номинации участники конкурса предложили множество вариантов решения для различных типов помещений: рекреаций, библиотек, а также внешнего вида школьных зданий.
Вопрос:
Какие помещения могут быть полифункциональными?
Ответ:
В этой номинации участники конкурса предложили множество вариантов решения для различных типов помещений: рекреаций, библиотек, а также внешнего вида школьных зданий.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Елена Тюрина
дизайнер и арт-директор студии EduDesign
«В номинации „Многофункциональность“ мне хотелось бы отметить ещё 2 работы: это проекты Александры У. и Агаты М.

Александра спроектировала полифункциональное пространство рекреации, которую можно использовать как для отдыха, так и для проведения торжественных мероприятий, репетиций и образовательных лекций. В своём эссе она отметила закономерность исчезновения полноценных актовых залов из школьных зданий из-за нехватки помещений для реализации других образовательных проектов.
К решению этой проблемы Александра подошла, следуя современным тенденциям: в одной из рекреаций она разместила небольшую сцену, которую можно использовать для различных образовательных и творческих процессов.

Работой Агаты стало обновление школьной библиотеки в современном стиле. В проекте удачно сочетаются тихие места для чтения и рабочие зоны работы с компьютерами и настольными лампами. В таком помещении можно отдохнуть, поработать над проектом, выполнить домашнее задание или провести учебное занятие.
Примечательной стала идея расположения книжных полок по всему периметру помещения, а также на центральной колонне».

Трансформация и модульность

Под гибким или трансформируемым образовательным пространством подразумеваются помещения, которые можно использовать под разные виды деятельности.
Трансформация и модульность дают возможность быстро изменять пространство для решения разнообразных педагогических задач: например, расширять или уменьшать объёмы, изменять планировку на короткий и длительный срок, расширять пространство при проведении открытых занятий, делиться на подгруппы и включать учащихся в формирование образовательной среды.
Вопрос:
Как сделать образовательную среду трансформируемой?
Ответ:
Сделать среду трансформируемой можно с помощью следующих средств:
— Раздвижные стены и перегородки;
— Телескопические трибуны;
— Раздвижные занавесы;
— Мебель (модульная, перекатная, складная, штабелируемая, совмещающая функции хранения и перегородок);
— Подиумные конструкции и т. п.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Жанна Савельева
руководитель студии EduDesign
«В номинации „Трансформация и модульность“ мне хотелось бы рассказать ещё о двух работах: Софии К. и Полины И.

София разработала проект кабинета, в котором преобладает трансформируемая мебель: в качестве рабочих мест используются мобильные „круги-трансформеры“. Эти предметы могут превращаться в полноценное рабочее место для двух учеников и могут быть расставлены в необходимых местах, в том числе и в рекреациях. Когда возникает потребность быстро освободить площадь кабинета, рабочие места складываются, а получившиеся модули перемещаются к окнам.

Работу над проектом Полина начала с опроса учеников школы, собирая мнения о возможных изменениях одной из рекреаций. Это очень правильный подход: ведь кто, если не сами ученики, лучше всего знают потребности школьников. В итоге у Полины получилась рекреация с гибким пространством: одна часть помещения предназначена для занятий хореографией, на другом конце рекреации расположилась тихая зона отдыха с мягкой мебелью, возле которой выделено место для самостоятельной и групповой работы школьников. Всю мебель можно передвигать и расставлять по своему усмотрению».

Цветовое оформление

Cоздание грамотной колористической среды является базовым принципом проектирования любого пространства, в том числе и образовательного.
Цветовое решение образовательного пространства напрямую влияет на психологический комфорт учащихся, может выступать как стимулятор умственной активности, поэтому создание грамотной колористической среды является базовым принципом проектирования пространства. Правильно подобранное цветовое оформление среды будет помогать ребёнку развиваться, вдохновлять его, поддерживать интерес к окружающему миру.

Крайне важно, чтобы окружающая обстановка и цветовые решения соответствовали возрасту ребёнка и функциональному назначению помещения: только в этом случае пространство будет создавать у детей чувство защищённости, свободы и естественности, помогать погружению в образовательную деятельность.
Грамотное колористическое оформление пространства также помогает воспитывать визуальную культуру, эстетические чувства, творческие способности. Подробнее об этом мы писали в нашем блоге.
Вопрос:
Что нужно учитывать при выборе цвета для оформления образовательного пространства?
Ответ:
Необходимо учитывать множество факторов, среди которых главными являются:
— Функциональное назначение помещения;
— Возраст пользователей пространства;
— Ориентация помещения по сторонам света;
— Размеры пространства.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Екатерина Горбунова
дизайнер образовательных пространств
«Часть проектов была посвящена оформлению столовых, например, работы Ивана П. и Кристины Л.

Иван разработал эскиз для школьной столовой, верно подметив, что однообразный интерьер не способствует возбуждению аппетита. Для проекта он выбрал 3 тёплых цвета: светло-желтый, салатовый и светло-серый. Их сочетание задаёт определённую динамику помещению, но не „подгоняет“ обедающих детей, поэтому находиться в таком пространстве комфортно и более интересно.

У Кристины схожий взгляд на столовую в своей школе: по её мнению, это помещение создано не только для приёма пищи, но и для отдыха и общения с друзьями, поэтому столовая должна быть уютной и комфортной. Кристина тоже оформила столовую в тёплых цветах, отдав предпочтение зелёному и бежевому. Также в проекте присутствуют акценты: на одной из стен расположены яркие забавные изображения, служащие созданию хорошего настроения».

Открытость

Объединение образовательного пространства и доступность единого образовательного ландшафта для всех участников пространства
Принцип открытости даёт возможность объединить образовательное пространство и замещает небольшие замкнутые кабинеты на просторные общие помещения.

Открытость подчёркивает единство всех участников пространства, а также отражает принцип самостоятельного выбора занятий: учащиеся могут принять решение присоединиться к определённой группе по интересам, а также выбрать подходящую образовательную среду в зависимости от поставленных целей и потребностей.

Коридоры, переходы и рекреации являются частью единого образовательного ландшафта, поэтому необходимо исключить любые ограничения их использования учениками и педагогами, сделать их доступными и открытыми для любой деятельности.
Вопрос:
Что необходимо учесть при соблюдении принципа открытости?
Ответ:
Очень важно соблюсти баланс между открытостью пространства и психологической защищенностью учащихся, поскольку школьники могут испытывать дискомфорт от большого количества людей вокруг и отсутствия приватности.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Ксения Бунина
руководитель проектов студии EduDesign
«Создание открытой образовательной среды становится всё более популярно, однако не всегда понятно, какими именно способами можно достичь открытости в пространстве.
Я расскажу об основным приёмах:

— Центральное место в здании может быть отведено под основное рекреационное пространство, в котором происходит большинство встреч, мероприятий, собраний и т. д.
— Атриум при входе в школьное здание объединит пространство нескольких этажей и наполнит здание естественным светом.
— Использование раздвижных перегородок вместо стационарных стен позволит объединить или разделить учебное пространство, сделать его просторнее или приватнее.
— Стеклянные переходы из одного корпуса в другой позволяют обучающимся беспрепятственно передвигаться по всей территории школы (не заходя в гардероб, не используя турникеты), что объединяет эти корпуса в сознании учеников и педагогов.
— Использование стеклянных дверей, стен и перегородок визуально увеличивает помещение и создаёт чувство причастности к происходящему за стеной.
— Открытая зелёная зона не только по периметру школьного здания, но и в его центре повысит уровень естественной освещённости коридоров и холлов, сократит время перехода из одной части здания в другую и объединит пространство учебного корпуса со школьным двором».

графическое оформление

Осмысленное использование школьных поверхностей для таких функций как образовательная, коммуникативная, интерактивная.

Познавательная графика на стенах не только привносит яркость в интерьер, но и несёт в себе образовательные функции. Помимо донесения какой-либо фактической информации — например, исторических дат, физических законов, цитат, формул и т. п. — настенная графика подталкивает учеников к осмыслению пространства вокруг себя.

Графическое оформление также помогает сформировать стиль школы, сделать её узнаваемой и уникальной.
Вопрос:
Что такое интерактивные графические зоны?
Ответ:
Часть стен может быть покрыта покрыта грифельной или маркерной краской, на которой можно рисовать и писать. Такое решение не только развивает инициативу и позволяет школьникам влиять на окружающее пространство, но и превращает самих детей в «говорящих» персонажей, подталкивая их к диалогу и осмыслению прочитанного.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Екатерина Горбунова
дизайнер образовательных пространств
«Отдельно хочется отметить работу Марии Г., которая посвятила графическое оформление школы поднятию мотивации, разместив на стенах изображения знаменитых деятелей науки и культуры, а также их известные высказывания. Персонажи, расположенные возле дверей в кабинеты, подобраны с учётом дисциплины, которую обычно изучают в этом помещении. Однако, как пишет сама Мария, „даже при смене изучаемого предмета портреты по смыслу подойдут к любой школьной дисциплине“».

Природные зоны

Включение природных компонентов в структуру школьного пространства
Включение природных компонентов в структуру школьного пространства — это важный момент для улучшения психологического и физического состояния обучающихся и педагогов. Помимо успокаивающего и гармонизирующего свойства элементы зеленых насаждений помогают формировать у школьников бережное отношение к природе, способствуют развитию исследовательской и проектной деятельности, повышают интерес учеников к изучению биологических наук и улучшаю экологическую обстановку в школьном здании и вокруг него.
Вопрос:
Какими способами можно включить природные компоненты в образовательное пространство?
Ответ:
— Применение «зелёных участков» в качестве элемента зонирования пространства (обозначение границ зоны вазонами с растениями, «зелёной стеной», комнатными деревьями и кустарниками, мобильными клумбами и т. д.).
 — Создание рекреационных и учебных зон с использованием искусственных и натуральных газонных покрытий в качестве мест для сидения.
 — Оборудование теплиц, оранжерей, грядок и клумб на придворовой территории для практических занятий биологическими науками.
 — Использование растений в кашпо, вазонах, горшках и других сосудах в качестве декоративных элементов интерьера (настенных, напольных, настольных и пр.).
 — Обустройство в здании школы Сити-ферм для проведения лабораторных работ и экспериментов с микрозеленью.
Работы участников
Комментарий дизайнера
Жанна Савельева
руководитель студии EduDesign
«Интересный проект также предложила Мария К.: идея Марии заключалась в создании пришкольной оранжереи с редкими цветами и животными: это должно стимулировать школьников к изучению ботаники и зоологии, научить их ответственности и воспитать эмпатию. Мария очень верно ухватила суть последних тенденций в организации образовательных пространств: оборудование теплиц и мастерских на пришкольных территориях действительно становится всё более актуальным и востребованным, а ландшафтный дизайн школьного земельного участка играет не только санитарно-гигиеническую, но и важную учебно-воспитательную роль».
Ещё раз благодарим всех участников! Нам пришло более 150 работ, и выбрать победителей было непросто. Мы были очень рады увидеть множество современных и продуманных проектов для школ и учебных центров.

Сегодня всё больше школьных зданий меняются в лучшую сторону, но не существует универсального ответа на вопрос «какой должна быть современная школа?». Поэтому именно ваши идеи могут заложить фундамент глобальных изменений образовательных пространств. Покажите свои проекты классным руководителям, родительскому комитету или администрации школы и расскажите о своих предложениях — мы уверены, что вы сможете их заинтересовать, и надеемся, что пространство вашей школы будет изменено в соответствии с вашими задумками.

Спасибо, и увидимся на следующих конкурсах!
Made on
Tilda