Подводя итоги, можно сделать вывод, что образовательная среда — это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты. Физическое пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.
Для формирования комфортной образовательной среды мы рекомендуем отталкиваться от желаемого результата: каким должен быть выпускник учебного заведения? какие навыки у него развиты? насколько он социально адаптирован? насколько независим в своих суждениях?
Исходя из желаемого результата, дизайнеры образовательной среды подбирают средства для достижения обозначенных целей — только после этого начинается работа над созданием проекта школы. Такой подход к проектированию детских садов и школ позволяет формировать комфортную для развития образовательную среду, которая ориентирована на общую направленность деятельности учреждения, его миссию и перспективы развития.