Роль цвета в дизайне образовательных учреждений

Часть 1
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Какую роль играет цвет в дизайне школ и детских садов?

Правда ли, что с помощью цвета можно можно стимулировать детей к учебной деятельности?

Какие цвета хотят видеть в школе сами дети?

Эта статья будет посвящена цветовым решениям в зданиях образовательных учреждений и их влияние на общее состояние детей и взрослых. Не секрет, что для школьных интерьеров существуют определённые правила и рекомендации, часть из которых связана именно с колористическими решениями. Рекомендации основаны на специфике детского восприятия цвета и влиянием цвета на психофизиологическое состояние детей. Эти особенности хорошо понимали такие ключевые фигуры в педагогике как Фрёбель, Монтессори, Тихеева, психологи Люшер, Яньшин, Иваницкий и другие научные деятели.

Мы расскажем о специфике восприятия цвета, изменении предпочтений тех или иных оттенков, влиянии цвета на разные возрастные группы детей и о других нюансах, которые важно знать и понимать при оформлении школ и детских садов.
Содержание

Цвет предмета — это одно из первых свойств, которое ребёнок начинает воспринимать во младенчестве

— именно поэтому создание грамотной колористической среды является базовым принципом проектирования любого пространства, в том числе и образовательного. Правильно подобранное цветовое оформление среды будет помогать ребёнку развиваться, вдохновлять его, поддерживать интерес к окружающему миру.

Крайне важно, чтобы окружающая обстановка и цветовые решения соответствовали возрасту ребёнка и учитывали возрастные психологические особенности: только в этом случае пространство будет создавать у детей чувство защищённости, свободы и естественности.
Цвет служит эмоциональным компонентом восприятия: с его помощью в школьном здании можно создать определённое настроение, добиться более глубокого погружения в образовательную и исследовательскую деятельность.
Грамотно подобранный цвет может являться стимулирующим фактором, благодаря которому на физиологическом уровне происходит активизация тех или иных мозговых нейронов — в результате этого определённая деятельность (учебная, творческая, спортивная и т. д.) становится более продуктивной.

Однако эти приёмы работают и в другую сторону: неверное цветовое оформление образовательного пространства снижает заинтересованность обучающихся, подавляет инициативу и мотивацию, ослабляет вовлечённость во все внутренние процессы (как образовательные, так и социальные). Поэтому при выборе колористических решений обязательно должен учитываться возраст детей, которые будут находиться в пространстве: цвет напрямую влияет на их психологическое и физиологическое восприятие среды обучения.

Как воспринимают цвет дети младшего возраста

Дошкольники наслаждаются цветом как таковым, он приносит им эстетическое удовольствие, причём «красивыми», как правило, считаются чистые яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный. С «некрасивым» у детей ассоциируются тёмные тона, такие как чёрный, грязно-коричневый, тёмно-синий.

Одним из первых цветов, который распознаёт младенец, является красный цвет — именно поэтому он является любимым у многих детей младшего возраста (до 6−7 лет). Другим важным цветом является жёлтый — его начинают распознавать во вторую очередь, и он остаётся любимым ещё долгое время.

Как оформить дошкольную группу

  • Учитывая, что у дошкольников положительные эмоции вызывают яркие краски, следует оформлять помещения детских садиков в сочных чистых цветах, избегая тёмных оттенков.
  • Очень важно не перенасытить пространство цветом, необходимо избегать «буйства красок» и стремиться создать лёгкую, непринужденную колористическую среду.
  • Основное место в дизайне пространства детской группы (80% всей площади) следует отводить под нейтральные, очень светлые оттенки: белый, светло-серый и пр.
  • Мебель также следует выдержать в нейтральном цвете натурального дерева, благодаря чему она останется фоном для деятельности детей.
  • Яркие краски вводят в качестве акцентов: в виде рисунка на стене, напольного зонирования, мягких подушек или кресел-мешков, точечных элементов мебели и т. п. Яркие цвета не должны занимать более 20% всей площади помещения.
  • Необходимо учитывать и расположение окон в детской группе: так СанПиН предписывает оформлять ориентированные на юг помещения в холодных оттенках, а на север — в тёплых.


Учитывая вышесказанное, можно выделить наиболее подходящие колористические решения для детских садов:
Основным цветом является НЕЙТРАЛЬНЫЙ очень светлый оттенок (слегка тонированный белый цвет);
В спальне следует добавить ОТТЕНКИ голубого, жёлтого, красно-рыжего или зелёного (желательно, сочетая их между собой);
В игровую комнату в качестве акцентов добавляют насыщенные чистые цвета (не более 2−3): голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, розовый (в небольших количествах).

Как воспринимают цвет ученики младших классов

Ученики начальной школы становятся менее активными по сравнению с дошкольниками, так как происходит перестройка мозговой активности: если в детском саду главная деятельность была игровой, то в школе на первый план выходит учёба.

Младшие школьники начинают детально изучать окружающий мир, разбираются в его строении. В связи с этим меняется и их восприятие, в том числе и цветов: становится более легко различать тонкие оттенки, могут меняться любимые цвета.

Однако пока яркие чистые краски остаются в приоритете, поэтому оформление пространства для младших школьников в целом происходит по тем же правилам: насыщенные акценты и нейтральный фон.

Как оформить начальную школу

Интерьер кабинетов должен быть выдержан в спокойных тонах, чтобы дети не отвлекались от учебной деятельности: подходят светлые оттенки серого, зелёного, голубого с небольшим добавлением контрастов
Напольное покрытие и мебель должны быть нейтрального цвета: в противном случае у детей появится повышенная зрительная утомляемость, т.к. значительную часть урока их взгляд обращён в сторону столешницы и пола.
Холлы, рекреации и коридоры младшей школы должны включать в себя яркие сочные цвета: на мебели, стенах, на полу, шторах, играх и т. п. Здесь дети «перезагружаются» и наполняются энергией, в связи с чем становятся уместными практически любые яркие цвета: от красного до фиолетового.
Не следует использовать больше 3-х акцентных цветов, при этом основным оттенком всё равно должен быть белый или светло-серый.

Как воспринимают цвет дети среднего школьного возраста

Ученики средней школы переходят на новую ступень развития, на которой меняется и восприятие цветов. Тонкие оттенки разных цветов становятся более доступными для восприятия, а положительные эмоции вызывает менее насыщенная колористическая среда.

Как оформить среднюю школу

  • Дизайн для средней школы должен быть более спокойным по сравнению с группой начальных классов: следует оформлять интерьер в оттенках, близких к естественным материалам (дереву, кирпичу, камню, песку).
  • Акцентные элементы также меняются в сторону усложнения цвета: теперь это не чистые краски, а более сложные оттенки — бирюзовый, салатовый, каштановый.
  • Учебные помещения и аудитории оформляются по тем же принципам, что и в начальной школе: нейтральные тона, минимум акцентов, спокойная обстановка.
  • Рекреации и коридоры становятся более сдержанными, но сохраняют красочность в акцентах и контрастах.
  • Мебель имеет естественные тона, напольное покрытие теряет яркие краски и становится нейтральным.
  • Рисунки на стенах начинают переходить от предметной графики к абстрактной с использованием сложных оттенков.

Как воспринимают цвет ученики старших классов

Мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, их память имеет логический характер, а восприятие целенаправленно. В связи с этим комфортной колористической средой для учеников старшего возраста является спокойный интерьер с преобладанием холодных и «тусклых» цветов, включая оттенки серого, тёмно-синего и других в прошлом непривлекательных цветов.

Как оформить старшую школу

интерьер класса в школе
В кабинетах и аудиториях старшей школы должны преобладать спокойные сложные оттенки с редкими акцентами более насыщенных (но не ярких!) цветов: в качестве таких можно использовать изумрудно-зелёный, кирпичный, серо-синий и т. п.
Цвета в рекреациях могут быть более насыщенными, однако важно не перестараться: слишком яркие акценты могут вызвать негативную реакцию детей, сосредоточенных на внутренних переживаниях и собственных размышлениях, поскольку перед старшеклассниками остро стоит вопрос выбора будущего пути. Поэтому цветовое решение интерьеров школы должно не раздражать и перетягивать внимание на себя, а помогать найти гармонию с окружающим миром.
интерьер класса в школе

Основные свойства и особенности ключевых цветов

Мы выяснили, что дети разного возраста отдают предпочтения разным цветам, их оттенкам и степени их насыщенности — всё это необходимо учитывать при проектировании любого детского пространства, в том числе и образовательного.

Однако кроме этой особенности цветовосприятия необходимо также знать и помнить характерные свойства основных цветов: это необходимо для создания комфортной атмосферы в различных функциональных зонах, стимуляции активности или наоборот её «торможения», гармонизации уровня естественного освещения с интерьером и т. п.
Для создания гармонии в помещении следует сочетать тёплые и холодные цвета, при этом обращать внимание на естественную инсоляцию и освещение: если окна выходят на южную сторону, то в интерьере должны преобладать холодные цвета, если на северную — тёплые. Этот принцип приводит к гармонизации пространства: когда не преобладает ни один из спектров, они находятся в равноправном положении в пространстве.

Иоганн Гёте первым разделил цвета на «тёплые» и «холодные». Красный, жёлтый, оранжевый, коричневый ассоциируется с солнечным светом, поэтому в помещении с таким цветовым решением всегда будет казаться теплее и комфортнее. Синий, голубой, бирюзовый цвета напоминают лёд и снег, поэтому относятся к холодным.
Цветовой круг И. Гёте
залы школы оформление

Свойства основных цветов

Каждый цвет способен управлять поведением и подталкивать к определённому виду деятельности, поэтому колористические решения необходимо подбирать исходя из функционального назначения помещения.
  • Красный
    Возбуждающий цвет, подталкивает к активности, «помогает проснуться», улучшает аппетит. В общественных интерьерах допустимо использование с большой осторожностью.
  • Жёлтый
    Создаёт хорошее настроение, заряжает оптимизмом и доброжелательностью, стимулирует занятия творческой и интеллектуальной деятельностью.
  • Синий
    Избавляет от стресса, успокаивает, «тормозит» излишнюю активность, снимает эмоциональное напряжение. Насыщенные тона способствуют концентрации внимания.
  • Оранжевый
    Подталкивает к физической активности, настраивает на продуктивную работу, создаёт приятное настроение.
  • Розовый
    Расслабляющий цвет, обладает сильным успокаивающим качеством, настраивает на непринужденный лад, умиротворяет, поддерживает низкую активность.
  • Зелёный
    Успокаивающий цвет, способствует повышению концентрации внимания и работоспособности, позволяет отдохнуть глазам, приводит в норму сердечно-сосудистую систему. В общественных интерьерах следует применять светлые оттенки зелёного, которые ассоциируются с натуральной зеленью.
  • Голубой
    Способствует полноценному отдыху после физических и умственных нагрузок, успокаивает, нормализует работу сердечно-сосудистой системы, побуждает к доброжелательности, беззаботности и приветливости.

Колористические решения для разных типов школьных помещений

Важно помнить, что основными цветами везде остаются белый и светло-серый, а насыщенные цвета выступают в роли акцентов.
После рассмотрения особенностей цветовосприятия и характеристик самих цветов становятся понятными принципы создания колористической среды в зависимости от функциональности помещения, возраста пользователей пространства и естественной инсоляции помещения.
  • Учебные аудитории и кабинеты
    Подходят жёлтый и зелёный цвета, т.к. они способны повышать продуктивность и концентрацию внимания.
    Избегать следует красного, розового, а также насыщенных оттенков, т.к. они рассеивают внимание от учебного процесса.
    Для младших классов допустимы более яркие краски, чем для средних и старших.
    Окружающее пространство возле демонстрационной доски должно быть спокойным, основные акценты следует располагать за спинами учащихся.
  • Классы творческих предметов
    Подходят нейтральные пастельные тона, т.к. они являются фоном для творчества, которое и будет главным акцентом в помещении.
  • Коридоры
    Подходят яркие насыщенные цвета, т.к. они привлекают внимание и способны стать заметными навигационными элементами, предпочтение отдаётся контрастным цветам.
    Избегать следует пастельных оттенков, т.к. они делают пространство монотонным и бесконечно длинным.
  • Холлы и рекреации
    Подходят голубой, розовый, синий, зелёный, оранжевый цвета — в зависимости от предполагаемой деятельности (активной или спокойной). Эти цвета дают отдых глазам, успокаивают после умственных нагрузок.
    Избегать следует красного цвета, т.к. он не позволяет организму отдохнуть и расслабиться.
  • Столовые
    Подходят тёплые тона, т.к. они способствуют улучшению аппетита и стимулируют пищеварение. Допустимо небольшое количество красных оттенков, как стимулирующих аппетит.
    Избегать следует розового цвета, поскольку он может чрезмерно «затормозить» детей.
  • Спортивные залы
    Подходят сочные цвета, стимулирующие активность: жёлтый, оранжевый в сочетании со снимающим излишнее напряжение зелёным цветом.
  • Актовые залы и потоковые аудитории
    Подходят насыщенные «праздничные» тона, здесь допустимо использование цветов, которые не встречаются в других помещениях школы.

Основные принципы применения цветов в школах и детских садиках

  • В качестве базового цвета рекомендуется использовать светлые нейтральные оттенки.
  • Далее пространство насыщают вспомогательными и акцентными цветами, соответствующими общему цветовому решению интерьера.
  • Вспомогательные и акцентные цвета следует подбирать согласно классификации гармонизации цвета по Иттену.
  • Необходимо учитывать возраст и психофизические особенностей школьников, а также расположение объекта относительно сторон света.
  • Колористическое решение подбирается с учётом назначения школьного пространства.
  • Следует учитывать «принцип многофункциональных и трансформируемых пространств» и закладывать универсальные колористические решения.
  • Цвета статичных поверхностей (стена, пол, потолок) должны быть нейтральными, адаптируемыми к различным задачам образовательных процессов и типам коммуникаций.
  • Колористическое решение должно быть целостным: каждый цвет в композиции должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «спорить» друг с другом.
  • Каждый цвет в цветовой композиции должен быть хорошо различим, должен оправдывать своё присутствие в общей цветовой гамме.
  • Цвета в сочетании друг с другом должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности.

Эта статья была Вам полезна?
Другие статьи