Август 2018. ВДНХ

Участие в форуме
«Город образования»

Стенд: дошкольная группа
Close
Оставьте свои данные, и мы вам перезвоним
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
В конце августа 2018 года в Москве проходил крупнейший форум в сфере образования. Студия EduDesign и 26 КАДР (Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга, производство мебели) совместно с Департаментом образования города Москвы, лучшими воспитателями и методистами системы оценок дошкольной среды ECERS представили итоговый результат содержательной работы по теме: современное трансформируемое пространство ребёнка-дошкольника.
Важным документом в ходе работы над проектом стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны его принципы:
  • Полноценное проживание детства, обогащение детского развития.
  • Индивидуализация образования: ребенок должен иметь возможность быть активным в выборе своего образования, быть субъектом своего образования.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.*
* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Разрабатывая пространство, соответствующее принципам ФГОС ДО,
коллектив проекта представил следующие рекомендации:
  • 1
    Разделение пространства группы на разные центры активности
    Для того чтобы все дети могли выбрать свое занятие и при этом не мешать друг другу, важно, чтобы пространство группы было разделено на разные центры активности. Тогда тем, кто играет в спокойные игры, не будут мешать те, кто хочет прыгать и бегать. Возможность выбрать в группе интересное дело — это залог развития инициативы.
  • 2
    Использование трансформируемой мебели
    Для формирования инициативности ребёнка важную роль начинает играть лёгкая мебель на колесиках.
  • 3
    Использование спальни в дневное время
    В данный момент пространство групповой ячейки используется на 50%. Детям в 50-ти стандартных метрах игровой зоны очень тесно, а педагоги-воспитатели не могут организовать на таком маленьком пространстве все центры активности, необходимые для гармоничного развития ребёнка. Подиумы вместо стационарных кроватей в спальном помещении позволяют по максимуму использовать пространство группы в целях развития детей. Кроме того, подиумы и сами могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — в сцену, дом, зрительный зал — по замыслу детей.
  • 4
    Раздвижная перегородка между группой и спальней
    За счет использования раздвижных перегородок, педагог может создать условия как для взаимодействия детей в малых группах, так и для совместного группового действия. А если на стенах можно будет рисовать, дети смелее будут пробовать себя.
  • 5
    Мебель только для ребёнка
    Желательно, чтобы в группе была заметна только детская мебель. Если необходим шкаф или стеллаж для педагогов, то лучше его делать в цвет стен, тем самым сливая и растворяя в пространстве группы.
  • 6
    Белые стены
    Когда в детской группе стены выкрашены в белый цвет, это дает несколько преимуществ: визуально увеличивает пространство, наполняя его светом, на белом фоне ярко выделяются работы детей, цвет не отвлекает внимание от поделок или рисунков, легко подкрасить нужные участки точечно, не перекрашивая все стены.
  • 7
    Нейтральный или белый цвет мебели
    Цвет натурального светлого дерева в мебели позволяет создать пространство, наполненное воздухом, и становится отличным фоном для детских работ, которые станут яркими фигурами на этом фоне. Очень важно, чтобы дети имели возможность предъявлять и выставлять все свои работы в группе — для детей это доказательство их состоятельности. Нейтральный цвет мебели и стен позволяет сделать образовательную среду группы более гибкой и трансформируемой для разных игр, которые могут возникнуть в детском сообществе. В этом случае за счет игровых аксессуаров пространство группы может преображаться и выглядеть каждый раз по-новому.
  • 8
    Однотонный цвет постельного белья
    Желательно выбрать до трех цветов в пространстве детской группы. Один акцентный цвет и 2 дополнительных. Соотношение примерно 60%-20%-20%. Акцентный цвет можно использовать для постельного белья, занавес для театра и тп, дополнительные цвета могут быть использованы в мебели. Важно, чтобы постельное белье было однотонным и создавало фон для детских работ
  • 9
    Нейтральный дизайн штор
    Следуя принципу: пространство группы, созданное детьми, когда стены и мебель являются лишь фоном для детского творчества, лучше использовать шторы нейтрального дизайна (например, рулонные), визуально сливая их с цветом стен.
Если мы хотим, чтобы дети росли самостоятельными и инициативными, думающими и активными, творческими и умеющими делать выбор, пространство дошкольной группы должно помогать нам в этом, а не ограничивать возможности детей. Среда — это третий педагог!
визуальное решение среды
Центры активности
Если пространство организовано правильно, оно помогает играющим детям разделиться на небольшие группы, а значит минимизировать конфликтные ситуации. Пространство группы не остаётся все время одним и тем же: дети могут менять его. Именно так появляется опыт самостоятельного (субъектного) действия: «Я могу принимать решения, от меня что-то зависит».
зонирование в детском саду
зонирование групп доу
Центры активности
  • Центр конструирования
    Сооружая постройки из кубиков, дети учатся работать с формами, создавать замысел все более и более сложных объемных конструкций, а в старшем дошкольном возрасте —понимать и создавать чертежи построек.
  • Центр художественного творчества
    Если у дошкольника будет возможность экспериментировать с материалами, создавать произведения по собственному замыслу, он обязательно начнет пробовать выражать свои мысли и чувства через художественный образ.
  • Центр исследований
    Детские исследования — отличный способ развития познавательной активности и мышления. Песок и вода прекрасно подходят и для режиссерской игры, и для изучения свойств веществ, и для освоения математики.
  • Библиотека
    Любовь к чтению зарождается задолго до того, как ребенок научится читать. Если в книжном уголке будет много интересных книг разной тематики, если там будет уютно и тихо, если там будет возможность посидеть вдвоем-втроем поразглядывать картинки, дети решат, что книги —это интересно!
  • Центр двигательной активности
    Очень важно, чтобы в пространстве группы было место для движения, где можно прыгать, лазить, балансировать. Умение действовать осознанно, планировать свои действия, оценивать свои умения, ставить задачи, решать их — все это ребенок может осваивать посредством двигательной активности.
  • Центр математики и программирования
    Дошкольная математика — это не сухая абстрактная наука, а возможность для исследования. Предметы в среде должны подводить детей к экспериментированию с количеством, множествами, отношениями. Математика включает в себя и элементарное программирование (алгоритмизация, моделирование, проектирование)
  • Центр игровой деятельности
    Человеческие отношения и профессии, настроения и социальные нормы — все может быть проиграно, опробовано через создание воображаемой ситуации. В игре дети учатся договариваться и отстаивать свою позицию, придумывать и сочинять истории.
  • Полифункциональный центр
    Подиумы вместо стационарных кроватей в спальном помещении позволяют по максимуму использовать пространство группы в целях развития детей. Кроме того, подиумы и сами могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — в сцену, дом, зрительный зал — по замыслу детей.
Изучить подробнее центры
Скачайте путеводитель по выставке, чтобы изучить содержание центров активности
Изготовление мебели
Вся мебель для данного проекта разработана по эскизам студии EduDesign и реализована на производстве 26 колледжа.
Оформление игровой детского сада
Проект оформления детского сада
Украсить спальню детского сада
Новое в оформлении детских садов
Видео с форума

*права на полезную модель «Многофункциональный подиум для дошкольного учреждения», на изобретение «Многофункциональный подиум для дошкольного учреждения и его модуль» охраняются патентами №149030, 155332, 2625087.

Организаторы
Департамент образования и науки города Москвы
Концепция, Дизайн и визуализация
Жанна Костина, Елена Тюрина
производство мебели
Александр Павлов, Сергей Чернов, Борис Стемпковский, мастера 26 колледжа
при участии
МЦКО, методисты системы оценок ECERS, методисты и воспитатели города Москвы, Наталья Гаврикова, Ксения Бунина, Екатерина Витютина
Другие статьи