Особенности дизайна для образовательных учреждений

Что такое дизайн и какие проблемы помогает решать дизайнер
Эффективное использование пространства напрямую влияет на результат образовательной деятельности

Что такое дизайн и в чём особенности дизайна для образовательных учреждений?

Зачастую наша студия сталкивается с распространённым мнением, что дизайн — это просто красивое оформление стен и расстановка современной мебели. Однако эта точка зрения не учитывает всей сложности разработки качественного дизайн-проекта для школ и детских садов. Влияние физической среды на качество образовательных результатов уже не вызывает сомнений у зарубежных и отечественных специалистов, изучающих эффективную среду обучения. Профессионалы сходятся во мнении, что детское образовательное пространство должно обладать следующими качествами:

  • отражать современные модели обучения;
  • ориентироваться на учащихся;
  • стимулировать социальное взаимодействие и способствовать развитию сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

Разумеется, образовательное пространство само по себе не способно увеличить качество обучения: школьные помещения являются инструментом для педагогов и учеников, однако эффективное использование пространства напрямую влияет на результат образовательной деятельности, поскольку увеличивает мотивацию учащихся, их работоспособность, вовлечение в учебный процесс. В частности образовательная среда является отражением коммуникации между педагогами и учениками, т.к. является «исторически сложившейся культурной формой встречи детей, молодых, взрослых» в реальной жизни сегодня (по определению В.И. Слободчикова).
Зависимость коммуникации педагогов, учеников и родителей от образовательного пространства наглядно иллюстрируют следующие примеры:
при классической расстановке мебели в учебном классе доминирующая роль остаётся за педагогом, в то время как учащиеся по большей части занимают наблюдательную позицию
при групповой рассадке, например, за столами или на подиумах, учебное занятие проходит более свободно и активно, поскольку ученики работают в группе, к которой примкнули по своему выбору
занятие в уютной обстановке с приглушённым светом похоже на неформальную встречу, на которой все равны, в результате чего активность учащихся также возрастает
Дизайнер, работающий со школами, детскими садами, образовательными центрами должен учитывать влияние среды на учебный процесс и разрабатывать проекты, принимая в расчёт не только закономерности интерьерного и графического дизайна, но и законы педагогики и психологии, учитывать современные тенденции в этих областях и объединять их в осуществимых для реализации дизайн-проектах.

Дизайн образовательной среды включает в себя 3 основных параметра:

Эффективность
результативное использование пространства с точки зрения планирования и зонирования, управления ресурсами помещений.
01
Эргономичность
ориентированность на пользователей пространства, создание среды с биологически оптимальными параметрами, способствующими высокой работоспособности, стабилизации эмоционального состояния и комфортному пребыванию в помещении.
02
Обеспеченность
оснащение пространства необходимыми составляющими для безопасности, доступности, комфортабельности участников среды, а также создание обстановки, которая удовлетворяет их основные потребности.
03
Каждый из этих параметров состоит из множества составных частей, которые необходимо учесть при разработке дизайн-проекта. Выделяя главные из этих компонентов, можно назвать такие составляющие как:
Архитектурные особенности здания
Миссия и ценности образовательного учреждения
Контингент обучающихся
Нормативные положения (ФГОС, СНиП, СанПиН)
Особенности освещения различных функциональных зон
Эргономика — компромисс между функционализмом и эстетикой
Принципы современной образовательной среды
Создание целостной композиции
Бюджетные ограничения
Архитектурные особенности здания
Разработка дизайн-проекта для студии EduDesign начинается со знакомства со зданием: дизайнеры узнают год постройки, историю создания, ключевые моменты в истории эксплуатации. Эти данные обязательно учитываются при работе над дизайном, поскольку здание стандартной типовой постройки значительно отличается от дореволюционного строения, в котором сохранились исторические элементы интерьера.

Архитектурные особенности строения также влияют на разрабатываемый проект, поскольку от них зависит расположение тех или иных зон, деление пространства, расположение искусственных источников света, декоративное оформление — даже концепция и стиль нового дизайна.

Например, здание с длинными узкими проходами нуждается в дизайне, который визуально разделит коридоры на зоны, сделав их более комфортными для пребывания;
- пространство с большими панорамными окнами прекрасно подходит для организации библиотеки и хуже для IT-класса;
- строение со множеством коридоров и кабинетов должно быть проработано с навигационной точки зрения.
Миссия и ценности
образовательного учреждения
Дизайн должен отражать основные ценности и миссию образовательной организации, соответствовать главным целям и подчёркивать общую направленность деятельности учреждения — благодаря этому ученики и педагоги чувствуют себя частью единого сообщества, более сознательно относятся к образовательному процессу и имеют повышенную мотивацию.

Например, дизайн образовательного заведения с технологическим уклоном будет отличаться от оформления экологической школы или педагогического колледжа.

Также при разработке проекта учитывается дальнейшее развитие организации, возможное расширение изучаемых направлений, внедрение инновационных технологий и т.п.
Контингент обучающихся
школа будущего проект
Дизайн-проект для образовательных учреждений создаётся не только с учётом архитектурных особенностей здания и специфики образовательных процессов, но и принимая во внимание контингент учащихся, их готовность к переменам и расположенность к современному образовательному пространству.

Специфика школьного коллектива может значительно влиять на разрабатываемый проект: например, при выявленных случаях буллинга в проекте дизайна школы будут отсутствовать укромные уголки, пространство будет более открытым, а стены будут отделаны зеркальными поверхностями.
Если школа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, то её дизайн будет отличаться более спокойной цветовой гаммой и большим наличием «тихих» зон и уголков для уединения.

Контингент обучающихся влияет и на отделочные материалы (необходимо ли использовать вандалостойкие покрытия), расстановку мебели, наличие интерактивных элементов, доступность пространства и т. д.
Нормативные положения
Будучи социально значимым институтом, школа регулируется множеством нормативных документов, в том числе и в области внешнего и внутреннего оформления здания. Архитектурно-интерьерные решения ограничивают сразу несколько сводов документов:
СанПиН
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых указаны требования при работе с помещениями: соблюдение температурных границ, расстояний, уровня освещённости и т. д.
СНиП
Строительные нормы и правила, которые регулируют отделочные материалы, использование электротехнических и санитарно-технических устройств и т. д.
Противопожарные нормы
Ограничивают использование различных материалов, предписывают размещение мебели и других элементов интерьера и пр.
ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые указывают на необходимость создания трансформируемой среды.
44 ФЗ
Федеральный закон, регулирующий закупку, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушение которого приводит к проблематичности приобретения необходимых материалов.
Дизайнерам образовательных учреждений необходимо учитывать ограничения, требования и рекомендации всех существующих нормативных документов и находить оптимальные решения в случае выявления противоречий.
дизайн школы будущего
Особенности освещения различных функциональных зон
Освещение является одним из самых значимых компонентов в дизайне интерьеров, в том числе и в проектах для образовательных пространств. С помощью светодизайна можно визуально изменить размеры помещения и восприятие объектов в пространстве, выделить различные зоны и создать необходимую атмосферу. В зависимости от функционального назначения помещения или отдельной зоны в нём освещение будет менять свои параметры, создавая необходимый эмоциональный настрой, стимулируя к деятельности или расслабляя в рекреационных целях.

Освещение в учебных заведениях чётко регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, однако дизайнер школьных интерьеров должен учитывать не только эти требования и соответствие системы освещения общей концепции дизайна, но и необходимые свойства и характеристики света в зависимости от назначения зоны.
дизайн класса фото


Например, в учебных комнатах и аудиториях необходимо поддерживать высокий уровень освещённости, т.к. для успешного усвоения образовательной программы ученикам необходима дополнительная стимуляция мозговой активности.
библиотека дизайн интерьера


В рекреационных зонах возможно создание «тихих» уголков с приглушённым светом, где появляется возможность расслабиться и отдохнуть от активной деятельности.
актовый зал в школе дизайн


Демонстрационные зоны (такие как актовый зал, аудитории для потоковых лекций и т. д.) следует оснащать различными режимами освещения для выделения светом той или иной части помещения (сцены, зрителей, лектора, экрана и т. п.).
Эргономика
При разработке дизайн-проектов для общественной образовательной среды не последнее место отводится эргономичности или совместимости пространства и его элементов с людьми, которые используют это пространство.

Эргономичное пространство ориентируется в первую очередь на человека, оно удобно и комфортно в использовании, благодаря чему повышается продуктивность и вовлечённость в образовательные процессы, т.к. участники пространства не отвлекаются на какие-либо дискомфортные ощущения. Например, в школьной библиотеке следует использовать невысокие стеллажи, чтобы ученики чувствовали причастность к этому помещению и могли свободно пользоваться всеми полками без помощи взрослых.

Разрабатывая эргономичный дизайн для школьных помещений, необходимо учитывать следующие составляющие пространства:

Принципы современной образовательной среды

Для создания актуального образовательного пространства необходимо учитывать и отражать в проекте принципы современной образовательной среды. Эти принципы учитывают не только российский, но и международный опыт планирования образовательной среды и организации учебных процессов.
Открытость
    • Объединение образовательного пространства
    • Отказ от закрытых замкнутых помещений
    • Доступность единого образовательного ландшафта для всех участников пространства

    Элементы открытости:
    • Большие стеклянные входные двери
    • Прозрачные двери аудиторий
    • Прозрачные части стен и панорамное остекление
    Приватность
      • Право на уединение
      • Предоставление возможности самостоятельной работы
      • Индивидуальное использование элементов пространства

      Элементы приватного пространства:

      • Индивидуальные рабочие места
      • Розетки для зарядки личной техники
      • Звукопоглощающие передвижные акустические перегородки
      Полифункциональность
      • Использование помещений для различных видов деятельности
      • Комбинирование отдельных секторов под определённые задачи
      • Сохранение основной функции пространства, отказ от универсальности

      Элементы полифункционального пространства:

      • Большие образовательные кластеры
      • Различные центры активности и функциональные зоны на одной территории (в том числе в пределах одного кабинета)
      • Чёткое зональное деление пространства, «тихие» и «шумные» зоны
      Эффективность
      • Эффективное использование каждого квадратного метра площади образовательного учреждения
      • Расширение функций рекреаций и их наполнения

      В рекреации выносят:

      • отдельные занятия и предметы
      • общие собрания и собрания класса
      • места для самостоятельной внеурочной работы и
      • работы в группах
      • библиотеки
      • музеи школы
      • центры чтения (буккроссинг)
      • спортивные зоны
      • игровые модули
      Трансформируемость
      • Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации
      • Трансформируемость также проявляется в объединении нескольких классов с помощью раздвижной стены
      • Использование модулей в крупногабаритной мебели

      Элементы трансформируемого пространства:

      • Мебель на колесах
      • Мобильные пуфы
      • Кресла-мешки
      • Передвижные акустические перегородки
      • Раздвижные стены
      Интерактивность
      • Предоставление возможности вносить изменения в пространство
      • Выстраивание диалога с учениками при помощи «третьего учителя» (на стены можно выносить ценности, миссию, образовательные элементы, предметное содержание и т. п.). и интерактивных поверхностей

      Элементы интерактивного пространства:

      • Использование магнитно-маркерных покрытий стен рекреаций, коридоров, классов
      • Наличие зеркальных поверхностей
      • Нанесённые на стены QR-коды
      Инклюзивность
      • Доступность для разных детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
      • Использование навигации

      Элементы доступного пространства:

      • Поручни с двух сторон лестницы
      • Два уровня поручней на лестнице
      • Наличие пандусов
      • Большие дверные проёмы
      Создание целостной композиции
      После того, как дизайнером были изучены архитектурные особенности здания, миссия учреждения и контингент учащихся, а также все нормативные требования и ограничения, после того как были выделены необходимые функциональные зоны, учтены принципы эргономичности и современной образовательной среды — после всего дизайнеру образовательной среды предстоит создать проект с целостной композицией, которая будет основываться из соответствия форм, размера и взаиморасположения элементов интерьера функциональному процессу и требованиям художественного единства.

      В целостной композиции все элементы интерьера связаны между собой с помощью какой-либо закономерности (стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т. д.). Целостность приводит пространство к гармоничности, отражает его логику и обеспечивает комфортность нахождения в помещении, в том числе психологическую.
      Бюджетные ограничения
      При работе с общеобразовательными школами, детскими садиками и другими образовательными учреждениями дизайнеру также необходимо учитывать бюджетные ограничения. Наши дизайнеры создают проекты, готовые к реализации, в том числе в бюджетных образовательных учреждениях. Помимо ограничений по стоимости материалов, мы также учитываем сроки подготовки к ремонту, закупки и выполнения работ.

      Для максимально качественной реализации наших проектов мы ведём авторский надзор и консультируем заказчика по различным вопросам:
      Какие наиболее качественные строительные и отделочные материалы укладываются в смету
      Какая наиболее качественная мебель подходит по прочности и внешнему виду
      Как работать с подрядчиками, чтобы ощутимо повысить качество приобретаемых материалов и мебели
      Наша студия включена в структуру Департамента образования и науки г. Москвы. Мы хорошо знакомы со спецификой управления в системе образования и стратегией развития образования. С полным дизайн-проектом от нашей студии можно принимать участие в тендерах на ремонт школы.

      Эта статья была Вам полезна?
      Да, спасибо!
      Увы, нет
      Made on
      Tilda