Принципы формирования современной образовательной среды



Учитываем российский и международный опыт планирования образовательного пространства и организации учебных процессов
Наша студия занимается созданием дизайн-проектов для образовательных учреждений с 2013 года. За это время мы разработали и реализовали более 50 проектов, а также сформировали на практике свой подход к дизайну в образовании.

Принципы, которыми мы руководствуемся при проектировании, учитывают не только российский, но и международный опыт планирования образовательной среды и организации учебных процессов. Эта статья посвящена рассказу о следующих принципах организации пространства образовательных учреждений:
Также узнать больше о нашем подходе к дизайну можно здесь.
Открытость
образовательный дизайн школы
Стеклянные стены — один из главных инструментов принципа открытости
Концепция открытой образовательной среды заменяет принятое в прошлом представление о школе как о помещении с раздельными учебными помещениями. Открытость предполагает объединение пространства, использование прозрачных стен и дверей, просторных аудиторий с зонами для различной деятельности, отказ от стационарных перегородок в пользу раздвижных стен.

Открытость подчёркивает единство всех участников пространства, а также отражает принцип самостоятельного выбора занятий: учащиеся могут принять решение присоединиться к определённой группе по интересам, а также выбрать подходящую образовательную среду в зависимости от поставленных целей и потребностей.

Коридоры, переходы и рекреации являются частью единого образовательного ландшафта, поэтому необходимо исключить любые ограничения их использования учениками и педагогами, сделать их доступными и открытыми для любой деятельности.
Полифункциональность
образовательный дизайн школы
Этот принцип организации школьного пространства подразумевает использование помещений для различных видов деятельности, а также существование возможности комбинировать отдельные сектора здания в случае необходимости.
Размещение различных центров активности и функциональных зон на одной территории в пределах одного кабинета предполагает не полную универсальность помещений, а их гибкость. Оставаясь общественным образовательным учреждением, школьное здание должно иметь специальные места для погружения в самостоятельную работу или для свободного общения и отдыха.
Теория
Образовательные помещения делятся на пространства с жёстким и мягким программированием: жёсткое предполагает ограниченный выбор деятельности на данной территории, мягкое программирование даёт возможность заниматься практически любой деятельностью. Примером жёсткого программирования образовательного пространства являются кабинеты естественных наук: химии, физики, биологии.
Практика
IT-полигон в школе № 1002 — пример мягкого программирования пространства. Несмотря на заявленные главные функции зон — коворкинг | зона физики | зона информационной безопасности | робототехника | 3D-прототипирование — помещение IT-технопарка можно использовать для самых разнообразных целей и задач.
Трансформируемость
Под гибким или трансформируемым образовательным пространством подразумеваются помещения, которые можно использовать под разные виды деятельности: индивидуальную работу, потоковые занятия, работу над проектом и т. п.
Гибкость или трансформируемость образовательной среды достигается с помощью объединения аудиторий в единое помещение, использования раздвижных стен, мобильной и складной мебели, акустических панелей и перегородок, передвижной техники, фальшпола, модульной мебели и других элементов интерьера.
Осмысленность
Под осмысленностью мы подразумеваем расширение функций рекреационных зон и их наполнения.
Гибкость и многофункциональность пространства заставляют рассматривать рекреации и коридоры не как пространства исключительно для отдыха и перемещения, но и в качестве мест для занятий другими видами деятельности.

Например, в рекреационные зоны выносят:
•общешкольные и классные собрания;
•отдельные занятия и предметы;
•места для самостоятельной внеурочной работы;
•библиотеки и музеи;
•актовый зал;
•центры чтения (обмен книгами);
•спортивные зоны и игровые модули.
Для индивидуальных внеурочных занятий и работы в группах в рекреационных зонах организуют рабочие места. Создать их можно с помощью мобильных стульев, кресел-мешков и столиков на колёсах.

Передвигаемые столики позволяют создавать различные вариации рабочего пространства: от групповой до индивидуальной рассадки. Когда потребность в дополнительных местах исчезает, столики компактно накладываются друг на друга и задвигаются под подоконники, тем самым освобождая площадь для другой деятельности. Сами подоконники также становятся рабочими поверхностями.
Отдельным трендом становятся подиумные решения или целые амфитеатры.
Такие конструкции подходят для разных видов активностей и могут быть установлены в рекреациях, столовых, аудиториях и других помещениях.
Многоуровневые подиумные системы позволяют разместить значительное количество людей на небольшой площади, благодаря чему их удобно использовать как место для зрителей или слушателей; подиум можно применять в качестве импровизированной сцены или трибуны, как рекреационную зону или место для выставки.

Многофункциональность подиумных конструкций позволяет рационально организовать образовательное пространство и увеличить полезную площадь в учебном помещении.
Подиумные конструкции
Мобильность

Мобильность является одним из ведущих принципов формирования гибкого образовательного пространства. Такие передвижные предметы интерьера как столы, стулья, плазменные экраны и мягкие модули позволяют быстро изменять учебную среду под любые образовательные задачи.
Модули в качестве мебели особенно эффективны в младшей и средней школе, когда детям важно менять пространство «под себя», видеть немедленный результат своей деятельности. Структура модулей позволяет быстро придать блокам любую форму: от диванчиков до любимых младшеклассниками крепостей и баррикад.
Разумеется, модули используются и в старшей школе, поскольку они очень удобны в использовании и способны разместить большое количество человек. Возможность придавать мягким блокам различные формы помогает развивать инициативу и творческое мышление ученикам любого возраста.
Дружелюбность, приватность, уют
Уютное общественное пространство
Дружелюбная образовательная среда подразумевает отказ от прямых запретов и проектирование помещений, максимально комфортных для учащихся и педагогов. Общественное пространство перестаёт быть «чужим» местом, с которым нельзя взаимодействовать, и становится «своим» гибким пространством, которое можно трансформировать под личные потребности.

Оставаясь общественным местом, учебное заведение должно предоставлять возможность для уединения и самостоятельной работы. Для комфортного самоощущения в образовательном учреждении ученикам необходимо иметь чувство принадлежности к школьной среде, которое проявляется при индивидуальном пользовании какими-либо предметами. Именно поэтому в образовательном пространстве должны присутствовать розетки для зарядки личной техники, закрытые уединённые места и другие приватные зоны.

Стена как третий учитель
Первый учитель — родители, второй — педагог, а третьим могут стать стены образовательного учреждения.
Познавательная графика на стенах не только привносит яркость в интерьер, но и несёт в себе образовательные функции. Помимо донесения какой-либо фактической информации — например, исторических дат, физических законов, цитат, формул и т. п. — настенная графика подталкивает учеников к осмыслению пространства вокруг себя.
Эффективным способом общения с младшеклассниками будет введение говорящих персонажей, изображённых в реалистичном стиле, в то время как рисунки для средней и старшей школы должны быть более абстрактными и плоскими, поскольку образное мышление у детей уже сформировано.


Часть стен может быть покрыта покрыта грифельной или маркерной краской, на которой можно рисовать и писать. Такое решение не только развивает инициативу и позволяет школьникам влиять на окружающее пространство, но и превращает самих детей в «говорящих» персонажей, подталкивая их к диалогу и осмыслению прочитанного.

Эта статья была Вам полезна?
Да, спасибо!
Увы, нет
Made on
Tilda