Школа «Технологии обучения»

оформление коридоров и рекреаций в «i-Школе»



Дизайн-проект образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы
  • интерьерам образовательного пространства не доставало разнообразия, уютной обстановки и мест для отдыха — всё это необходимо обучающимся здесь детям с ОВЗ;
  • отсутствие в школе наглядной навигационной системы.
Задачи
  • разработать очевидную систему ориентирования в пространстве;
  • выделить различные зоны для отдыха и общения;
  • придать стенам информативную функцию и более доброжелательный облик.
Решения
  • подготовить навигационные таблички из натурального дерева;
  • выдержать интерьеры каждого этажа в определённом цвете;
  • визуально выделить зоны лестниц и лифтов с помощью цветной покраски потолка и стен;
  • проанализировать пространство школы и разместить игровые области в проходных местах, а «тихие» площадки — на более спокойных участках;
  • организовать BookCrossing на 1-м этаже;
  • выделить места для уединения в виде небольших домиков и угловых диванов с высоким спинками;
  • в зонах рекреации разместить развивающие игры, невысокие подиумы, грифельные и пробковые доски, стенды для выставки работ.
794 м²
площадь проектирования
2 месяца
на создание проекта
4 этажа и лестница
пространство проектирования
Посмотреть фото без описания
Этот проект не совсем типичный для нас: единственное, с чем мы могли работать здесь — это стены. Ни перепланировка, ни изменение потолка, пола и других составляющих интерьера не предусматривались.

В школе были установлены совсем новые двери, на полу лежала светло-серая плитка 40×40 см. Стены уже были тонированы, поэтому выбор цветов был ограничен: нам предстояло создать гармоничную композицию с уже имеющейся покраской. Сложностей добавлял и тот факт, что мы не могли использовать контрастные цвета, яркие краски, слишком стимулирующие оттенки… Для учеников этой школы нужны спокойные тёплые тона.

Жанна Савельева
арт-директор
Как выглядела школа до проектирования
Цвет расширяет пространство и помогает ориентироваться
В основу проекта лёг градиент — превращение одного тона в другой.
Дизайнеры использовали цвет для выделения зоны: краска очерчивает её границы, после чего словно растворяется в светлом фоне стен. Оттенки были подобраны приглушённые: оранжевый, зелёный, небесно-голубой. Также в интерьеры ввели тёплый серый цвет, благодаря которому всё пространство выглядит спокойным и ровным.

Цвет занимает не только стены, но и частично захватывает белый потолок: таким образом исчезают чёткие границы и пространство кажется более широким. Кроме того, это решение имеет навигационное значение: цветные вставки на потолке обозначают зоны лестниц и лифтов.
Left
Right
Система навигации
Насущной проблемой для школы было отсутствие системы наглядной навигации: дети с ОВЗ не всегда сразу осваиваются в пространстве, поэтому им нужно больше разнообразных подсказок.

Первой такой подсказкой стали оттенки стен и мебели: каждый этаж был оформлен в своей палитре. Исключение составил только 1-й этаж, который включил в себя все используемые тона. Лестничные пролёты тоже указывают на этажность с помощью крупных цифр и цветовой гаммы.

Благодаря такому решению сориентироваться в школьных коридорах и лестничных пролётов становится проще. Также навигации помогает цветной градиент на потолке, который указывает на зоны лестниц и лифтов.
Второй этаж
зелёный
Третий этаж
оранжевый
Четвёртый этаж
небесно-голубой
Вторым важным компонентом ориентирования стали деревянные таблички и указатели.
Детям с ОВЗ очень важно находиться в гармоничном уютном помещении, поэтому мы добавили в интерьер много деревянных элементов. Дерево — натуральный тёплый материал, очень дружелюбный. Можно сказать, что он дарит интерьерам гармонию природы, которой так не хватает ученикам. С психологической точки зрения, школьное пространство становится более комфортным и безопасным местом.
Яна Бочкова
дизайнер
Деревянные элементы интерьера
Таблички навигации
Мебель
Рамки для стендов
Подиумы
Ступеньки для игр
Вывески на стенах
Разнообразие рекреационных зон

Современное образовательное пространство должно различными способами взаимодействовать с учениками, вызывать у них интерес и познавательную активность. Для этого дизайнеры выделили в коридорах и холлах небольшие области, внутри которых разместили:

  • развивающие игры;
  • грифельные и пробковые доски;
  • стенды для вывешивания работ;
  • корзины раздельного сбора мусора;
  • BookCrossing.

Такое разнообразие зон позволяет учащимся самостоятельно выбрать себе занятие и комфортную обстановку.
Развивающие игры
Игры были разработаны специально для этого дизайн-проекта, в их создании участвовали методисты. Игровая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, работу со словами и буквами, активизацию творческого мышления.
Интерактивные стены
В коридорах разместили грифельные и пробковые доски, на которых можно писать, рисовать, прикреплять объявления, фотографии и другую информацию. Возле грифельной доски расположена подвижная конструкция со ступенькой, которая позволяет использовать всё пространство доски детям любого роста.
Стенды
Навесной щит для выставки работ изготовлен из деревянных рамок с натянутой бечёвкой. На этой конструкции можно не только демонстрировать работы и поделки, но и вывешивать фотографии, объявления и т. п. Выставочные места очень важны для детей, поскольку свидетельствуют об успехах и прогрессе в обучении.
Эко-зона
На первом этаже разместилась эко-зона — здесь детей учат сортировать мусор и напоминают о бережном отношении к нашей планете. Правильную корзину для сортировки помогает определить не только её цвет, но и настенная деревянная вывеска. Указатели в виде пиктограмм имеют и другое функциональное значение: формируют и развивают образное мышление.
BookCrossing
В другом крыле первого разместился BookCrossing или зона библиотеки и обмена книгами. В этом уютном светлом месте можно уединиться и заняться спокойной деятельностью: почитать, пообщаться друг с другом или даже немного вздремнуть.
Во всех коридорах мы расставили лёгкую и безопасную мебель: круглые и квадратные столики, мягкие кресла и стулья, невысокие подиумы с подушками. Здесь дети могут отдохнуть или заняться самостоятельной или групповой работой.
Мы спроектировали подиумы максимально простой формы, чтобы их смог реализовать любой производитель мебели.
—Наталья Гаврикова, руководитель проекта
Чтобы разделить пространство школы на «тихие» и «шумные» зоны, нам пришлось тщательно проанализировать разные участки коридоров с точки зрения проходимости. Области, которые посещают большое количество детей и взрослых, мы сделали игровыми, с общими местами для сидения. Зоны, где люди появляются реже, стали спокойными: со столиками на двоих и с перегородками для уединения.
—Наталья Гаврикова, руководитель проекта
Left
Right
Возможность уединиться в общественном пространстве актуальна для всех детей, а для учеников этой школы особенно. Поэтому даже в «шумных» зонах дизайнеры поместили места для тех, кто хочет побыть один: они выполнены в виде деревянных домиков с мягкими стенками и полом.

Арт-директор
Жанна Савельева
Дизайн и визуализация
Яна Бочкова, Дарья Гурьева
Руководитель проекта
Наталья Гаврикова
Made on
Tilda