Образовательная среда: история определения и связь с дизайном

Погружаясь в тему дизайна для образовательных учреждений, невозможно обойти стороной понятие образовательной среды. Что стоит за этими словами: физическая среда учебных заведений? атмосфера в образовательном учреждении? возможность раскрытия и развития творческого потенциала? или что-то другое?
На сегодняшний день понятие образовательной среды не имеет единой формулировки в образовательном сообществе, хотя и употребляется в различных работах и документах. Отсутствие определения этого ключевого понятия влияет не только на образовательные процессы, но и на проектирование дизайна для школ и детских садов: без определения понятия нельзя выделить критерии качества современной образовательной среды, соответственно создание дизайн-проекта остаётся целиком на совести дизайнера, который не имеет ориентиров в виде общепринятых признаков и критериев.

В этой статье мы рассмотрим подходы к определению понятия «образовательная среда» и попробуем соотнести их с современной организацией пространства для детей в образовательных учреждениях.
ФГОСы дошкольного образования и основного общего образования включают в себя свойства образовательной среды, которую необходимо создать в каждом учебном заведении
Так образовательная среда по ФГОС основного общего образования должна обеспечить достижение целей образования, его высокое качество, доступность, открытость для учеников, их родителей и всего общества, а также гарантировать охрану и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того образовательная среда должна быть преемственной по отношению к начальному образованию и учитывать специфику возрастного развития обучающихся.

ФГОС дошкольного образования указывает на аналогичные свойства образовательной среды, прибавляя к ним эмоциональное благополучие детей, развивающее вариативное образование, а также профессиональное развитие педагогических работников.

Таким образом, понятие образовательной среды по ФГОС включает в себя:

материально-технические требования;
санитарно-бытовые требования;
социально-бытовые условия труда и обучения;
условия для профессионального развития педагогов;
комфортную реализацию образовательной деятельности (включая психологический комфорт детей).
В педагогической науке понятию «образовательная среда» уделяется больше внимания, и у педагогов существуют различные объяснения этого термина. Однако в их основе лежит теория психолога Л. С. Выготского с понятием «социальная ситуация развития».

Под этой ситуацией подразумевается система отношений ребёнка с окружающим миром, которая является специфической для каждого возраста. Именно социальная ситуация развития (читай, место ребёнка в социуме, ожидания и требования к нему, отношение ребёнка к своей позиции) обуславливает образ жизни ребёнка и побуждает личность к развитию и взрослению.

Таким образом, социальная среда является источником психического развития ребенка, где обучение играет ведущую роль, а нормативное направление развития задается «идеальной формой» социальных ожиданий и требований.

На основании этой теории российскими педагогами и психологами были построены различные модели образовательной среды.
Модель В. А. Ясвина
Российский психолог В. А. Ясвин разработал модель образовательной среды с использованием двух биполярных конструктов: «свобода-зависимость» и «активность-пассивность».

«Свобода-зависимость» отражает мотивацию, интересы, ценности и эмоции ребёнка, в то время как «активность-пассивность» — это внешние проявления заинтересованности ученика и результат его взаимодействий с учителем.
В результате возможно построение 4-х базовых типов образовательной среды:
Догматическая среда

зависимость-пассивность
Карьерная среда

зависимость-активность
Безмятежная среда

свобода-пассивность
Творческая среда

свобода-активность
Каждый из этих типов находит отражение не только в поведенческой модели учителя и ученика, но в школьных помещениях. Например, в зависимости от рассадки в школьной аудитории может меняться как активность, так и свобода учеников:
при классической расстановке мебели в учебном классе доминирующая роль остаётся за педагогом, в то время как учащиеся по большей части занимают наблюдательную позицию;
при групповой рассадке, например, за столами или на подиумах, учебное занятие проходит более свободно и активно, поскольку ученики работают в группе, к которой примкнули по своему выбору
Модель В. И. Слободчикова
Другой российский психолог В. И. Слободчиков построил антрополого-психологическую модель образовательной среды, которая заключается в следующем:

Образовательная среда не просто подготавливает детей к будущему, будучи организованной совокупностью педагогов, детей и их родителей; образовательная среда является исторически сложившейся культурной формой встречи детей, молодых, взрослых в реальной жизни СЕГОДНЯ.

«…образование — это естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества…»

Эта форма ВСТРЕЧИ людей разного возраста зависит не только от конкретных личностей, но и от согласованности общего направления образования различных социально-политических субъектов. Благодаря такому подходу становится возможным выделить место взаимодействия школьника и образовательной среды в общей системе взаимодействий развивающейся личности с миром.
Таким образом, получается, что в школе встречаются друг с другом личности разных возрастов:
Дети и дети
Дети и подростки
Дети и взрослые
Подростки и подростки
Подростки и взрослые
Взрослые и взрослые
Рассуждая об образовательной среде как о форме встречи детей и взрослых, необходимо задать вопрос: какое пространство больше всего подходит для этой цели? На кого оно должно ориентироваться и к какой поведенческой модели подталкивать?
Очевидно, что поведение детей и взрослых меняется в зависимости от множества факторов: возраста участников коммуникации, степени официальности обстановки, социальной приемлемости выбранной модели и т. д. Немаловажную роль в этом играет и антураж образовательного учреждения, который наглядно показывает доступные формы коммуникации и располагает к их активному использованию.
Сегодня образование уверенно двигается в сторону персонализированного, индивидуального обучения, в котором классно-урочная система имеет всё меньший удельный вес. В связи с этим проектировщикам образовательных пространств предстоит разработка принципиально иной физической среды, подходящей для самостоятельной и групповой образовательной деятельности. Таким образом, школа должна предоставлять различные интерьерные зоны, соответствующие разным формам коммуникации ученика с окружающим миром.

Примеры организации зон для самостоятельной работы

Индивидуализированное обучение предполагает большой удельный вес самостоятельной работы ученика, как в школе, так и вне её. Зоны для индивидуального обучения должны предоставлять выбор формы приобретения и усвоения новых знаний, например:
  • Рабочие столы и другие поверхности (например, подоконники) — для письменных заданий, работы за ноутбуком и пр.
  • Места за школьными персональными компьютерами;
  • Мягкие кресла, диваны, лежаки — для чтения, повторения, короткого отдыха.

Примеры организации зон для групповой работы

Под этой формой обучения подразумеваются уроки в классе, лекции, работа над командными проектами, семинары и другие занятия, где ученик должен коммуницировать с другими обучающимися и/или педагогами. Физическая среда в большой степени будет диктовать поведенческую модель и педагогам, и ученикам, что в свою очередь влияет на образовательную среду как форму общения.
Обсудить работу над проектом можно как за индивидуальным рабочим столиком, так и в «мягкой» зоне отдыха, в столовой за чашкой чая или на прогулке по школьной территории. В зависимости от выбранной локации характер обсуждения может меняться от «строго рабочего» до неформально-расслабленного
Проведение урока в потоковой аудитории подразумевает доминирующую роль преподавателя, в то время как на занятии с круговой или свободной рассадкой активность учеников возрастает
Общение учеников друг с другом также имеет различные формы в зависимости от обстановки: соревновательная форма в спортивном уголке, дружественная — в уютной лаунж-зоне, партнёрская — в библиотеке, рабочая — в специализированной лаборатории и т. п.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что образовательная среда — это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты. Физическое пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.

Для формирования комфортной образовательной среды мы рекомендуем отталкиваться от желаемого результата: каким должен быть выпускник учебного заведения? какие навыки у него развиты? насколько он социально адаптирован? насколько независим в своих суждениях?

Исходя из желаемого результата, дизайнеры образовательной среды подбирают средства для достижения обозначенных целей — только после этого начинается работа над созданием проекта школы. Такой подход к проектированию детских садов и школ позволяет формировать комфортную для развития образовательную среду, которая ориентирована на общую направленность деятельности учреждения, его миссию и перспективы развития.

Эта статья была Вам полезна?
Да, спасибо!
Увы, нет
Made on
Tilda